Фото с официального сайта президента Республики Беларусь
Александр Лукашенко удивил общественность и сменил правительство. Этот состав самый молодой в истории современной Белоруссии. С ним глава государства рассчитывает к парламентским и президентским выборам поправить ситуацию в экономике. Однако резко менять взятый на постепенную модернизацию курс он не позволил.
Возглавил правительство 48-летний банкир-рыночник Сергей Румас – самый молодой премьер-министр страны в истории современной Белоруссии. Его предшественнику Андрею Кобякову, когда он возглавил правительство, было 54 года. Сергей Румас уже был в правительстве в качестве вице-премьера, однако не вписался в него тогда со своими рыночными взглядами и был отправлен руководить Банком развития – финансовым институтом, через который шло директивное кредитование.
Вся остальная команда еще моложе. Первому заму Александру Турчину 43 года. До этого он занимал техническую должность руководителя аппарата правительства и в качестве дополнительной нагрузки имел публичную должность председателя Совета по развитию предпринимательства. По отзывам представителей бизнеса, на этой позиции он зарекомендовал себя очень хорошо – старался, насколько мог, решить проблемы бизнеса.
Столько же лет вице-премьеру Игорю Ляшенко, который сменил «тяжеловеса», мощного лоббиста промышленности и легендарного переговорщика по вопросам нефти и газа Владимира Семашко. Еще два вице-премьера – Владимир Кухарев и Игорь Петришенко. Первому – 48 лет, он работал в должности зампредседателя Комитета госконтроля. Второму – 52 года, и он пришел с дипломатической работы – возглавлял посольство в Москве.
Местная общественность удивлена не только тем, что Александр Лукашенко осуществил казавшуюся еще пару дней назад нереальной угрозу отправить правительство в отставку, но и тем, что он сделал это в субботу, когда никто не ожидал. Стало понятно, что смена правительства готовилась давно, а разнос в Орше, который случился на прошлой неделе, не был спонтанным. Причины смены правительства Александр Лукашенко объяснил сам. «У меня большие надежды на вас. И мы действительно через какое-то время и к выборам придем – и к парламентским, и к президентским – это наш экзамен. И мне хотелось бы, чтобы меня ни в коем случае не упрекнули за плохую вашу работу», – сказал он, назначая новых руководителей.
«Дело не только в Орше. Это последняя капля, которая переполнила чашу терпения. Главное – в глубине», – уточнил Лукашенко. По его словам, правительство поплатилось за то, что на словах декларировало один курс, а на деле проводило другой. При этом он снова напомнил о некой угрозе независимости страны: «Если мы обрушим экономику, никакой независимости быть не может».
Впрочем, отправленный в отставку состав правительства строго следовал его указаниям и действовал в соответствии с его требованиями – менять вес так, чтобы не затронуть сути и основ политической системы, созданной в Белоруссии. В то же время, по мнению экспертов, экономический потенциал такого пути развития уже исчерпан.
Смущает местных аналитиков и то, что, назначая молодых чиновников с рыночными и прогрессивными взглядами, способных к неординарным предложениям и решениям, он дает им те же наставления, что и предыдущему составу. Никаких шоков, никакой приватизации, никаких увольнений и закрытия предприятий. «В Беларуси был определен курс на постепенную модернизацию и совершенствование того, что есть. А то, что у нас есть сегодня, производит то, что востребовано на рынке. Так почему от этого отказываться?» – задал президент «новое» магистральное направление развития. «Должна быть постепенная спокойная модернизация», – уверен он.
Эксперты, пытаясь спрогнозировать дальнейшее развитие событий, склоняются к тому, что и в будущем ничего не изменится. «Ну и что, что в правительстве рыночники. Лукашенко-то не стал рыночником, а политику определяет он», – рассуждают аналитики. Сейчас Лукашенко готовится к очередным президентским выборам. Чего стоит разоблачение коррупционных схем в Минздраве (экс-министр здравоохранения, вице-премьер Василий Жарко отправлен в отставку с намеком работы больше в госорганах не искать). Высказываются мнения, что новый состав нужен только под выборы для видимости изменений, а затем тоже будет отдан на заклание.
Однако есть и оптимистичные ожидания. Политический обозреватель Александр Класковский напоминает, что прецедент, когда чиновникам удалось уговорить президента поменять политику, все же есть. Сделали это нынешнее руководство Нацбанка и его глава Павел Каллаур. Они заставили президента понять, что денежная эмиссия – это источник нестабильности, а не развития и Нацбанк уже два года придерживается жесткой кредитно-денежной политики. Также эксперт напоминает, что изменились отношения с Россией, и, по имеющейся информации, недавняя союзница больше не намерена финансировать Лукашенко. «Сокращение российских субсидий будет подталкивать президента как минимум к тому, чтобы урезать аппетиты госсектора, дополнительно стимулировать бизнес, лепить лучшую картинку для инвесторов», – полагает эксперт. Это, в свою очередь, вынудит его согласиться на какие-то реформы, если новые правительственные чиновники смогут быть убедительными в своих аргументах.
Минск
комментарии(0)