Поезда из Армении идут только в Грузию. Фото с сайта www.ukzhd.am
Руководство компании «Южнокавказские железные дороги» (ЮКЖД) – 100-процентной «дочки» Российских железных дорог (РЖД) – подтвердило, что в их офисе был проведен обыск и изъяты некоторые документы. В ЮКЖД говорят, что в офис компании вошли представители Комитета по госдоходам (КГД), их сопровождали «непонятные люди в масках» и искали нужную им документацию всю ночь. В связи с произошедшим руководство ЮКЖД выражает недоумение и надеется получить пояснения от властей Армении.
Армянское издание Hraparak.am со ссылкой на некий источник в офисе ЮКЖД сообщило, что обыску предшествовали обвинения в адрес компании в неуплате налогов на сумму почти 10 млн драмов (около 20 тыс. долл.). Маски-шоу продолжалось всю ночь, и проверяющие удалились на рассвете, взяв с собой какие-то документы, приводятся слова источника. Он утверждает, что руководство компании считает проведенный обыск незаконным, возмущено произошедшим, и более того – возмущены «большие люди» в Москве, что не прояснит затуманившиеся в последнее время отношения России и Армении.
Руководство ЮКЖД намерено представить письменную жалобу властям Армении с констатацией нарушений процедуры обыска: понятые не имели при себе документов; во время обыска проверялись и личные вещи сотрудников компании; сотрудников КГД сопровождал спецназ, очевидно, «для оказания психологического давления». При этом подчеркивается, что ЮКЖД ежегодно в виде налогов выплачивает более 3,5 млрд драмов, всегда работает прозрачно, а незадолго до обыска генеральный директор ЮКЖД Сергей Валько встречался с премьер-министром Армении Николом Пашиняном. Впрочем, чему была посвящена их встреча, – не уточняется.
Напомним, что ЮКЖД является 100-процентной дочерней компанией ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). 13 февраля 2008 года в Ереване между руководством РЖД и властями Армении был подписан Концессионный договор о передаче системы железнодорожного транспорта республики в концессионное управление ЗАО «ЮКЖД» сроком на 30 лет с правом пролонгации еще на 10 лет по взаимному согласию сторон.
В задачи ЗАО «ЮКЖД», согласно договору, входят модернизация инфраструктуры железной дороги Армении, развитие сотрудничества с сопредельными государствами, развитие внутриреспубликанского и международного пассажирского и грузового сообщения. Объем инвестиций, осуществляемых компанией, составляет 572 млн долл. Вложения эти были направлены на реабилитацию железнодорожного полотна, приведение в порядок инфраструктуры, в том числе некоторых железнодорожных станций.
ЮКЖД работой не перегружена. По территории Армении ходят электрички всего по двум-трем маршрутам. Полублокадное из-за карабахского конфликта состояние республики не дает компании возможности полноценного развития на межгосударственном уровне. Азербайджанское и турецкое направления по этой причине для ЮКЖД закрыты. А в направлении Грузии регулярная железнодорожная связь осуществляется только с Тбилиси, и в летний период с приморским городом Батуми. Также только в грузинском направлении и обратно осуществляется грузовая перевозка.
До сих пор деятельность ЮКЖД в Армении по большому счету вызывала недовольство только по «одному пункту». Компания отстранилась от проекта соединения железнодорожной системы страны с Ираном. Тогда пояснения были получены из Москвы – руководство РЖД посчитало проект слишком дорогим и малоперспективным. Позиция изменилась только после «уточнения» политического характера от высшего руководства России. Однако на деле пока ничего не изменилось – денег на строительство железной дороги в сложных рельефных условиях нет ни у Тегерана, ни у Еревана, ни у потенциальных партнеров, среди которых рассматривались и отдельные государства, и такие финансовые институты, как Азиатский банк развития или Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.
В Ереване воздерживаются от комментариев по поводу произошедшего. Лишь один из частых комментаторов «НГ», но на этот раз на условиях анонимности, заявил: «Новые власти Армении объявили о том, что страна будет жить по закону. В этом свете проверка ЮКЖД, как и некоторые другие последние действия властей, не кажущиеся безукоризненными, не должна вызывать вопросов. Но есть вопросы к форме исполнения процедуры. Портить отношения с Москвой – точно не в интересах Еревана. Об этом неоднократно говорил и премьер Никол Пашинян. Однако такие действия, как ночной обыск в ЮКЖД (можно подумать, что днем нельзя было это сделать), вряд ли соответствуют подобным декларациям. Такие действия льют воду на мельницу тех, кто в правительстве и в окружении Пашиняна ищет «соросовцев», которые действительно есть, а вместе с ними и их происки, нацеленные на ухудшение отношений с Москвой».
комментарии(0)