Фото Andrey Rudakov/Bloomberg via Getty Images
Президенты Александр Лукашенко и Владимир Путин так и не нашли в своих плотных графиках времени для обсуждения «двусторонней повестки дня», однако неофициальный диалог между двумя странами активизировался. Белоруссия упрекает Россию в недобросовестной конкуренции, та грозится снять Минск с финансового довольствия.
О планах президентов встретиться «в ближайшее время» стало известно еще 23 июля. Президент России Владимир Путин пригласил своего белорусского коллегу в Сочи «в ближайшее время», чтобы «детально» обсудить весь спектр двусторонних отношений». По версии местных наблюдателей, визит должен был состояться еще 27 июля. Такой вывод они сделали на основании того, что белорусский президент отменил назначенный на эту дату визит в Гомель, где его ждали для торжественного открытия детской больницы после ремонта. Однако уже и перенесенный тогда визит состоялся, а о встрече на высшем уровне ничего не слышно.
Зато активно идет обмен мнениями в информационном пространстве, что, по мнению экспертов, является отзвуком кулуарно идущих непростых и нерезультативных переговоров. Гомельскую область, больницу и «Гомсельмаш» президент Белоруссии посетил в минувшую пятницу. Общаясь с рабочими завода, Александр Лукашенко и дал понять, что не все гладко между союзниками. «У нас сейчас тяжелый период – россияне ведут себя варварски по отношению к нам, публично об этом говорю. Они от нас требуют чего-то, как будто мы вассалы у них, а в рамках ЕАЭС, куда они нас пригласили, они выполнять свои обязательства не хотят. Вот они и создают неконкурентную ситуацию», – цитируют Александра Лукашенко официальные источники. «Мы зажаты с Запада и, к сожалению, с Востока нашим старшим братом, который ведет себя в конкуренции недобросовестно», – рассказал он и уточнил, что Россия «Ростсельмаш» свой всячески поддерживает, субсидирует, нарушая наши договоренности в Евразийском экономическом союзе». По мнению Александра Лукашенко, «это неправильно, несправедливо, и эту проблему мы не снимаем с повестки дня белорусско-российских переговоров на уровне правительств и даже президентов». В таком остро конкурентном режиме белорусскому «Гомсельмашу» придется «год-два выдержать», считает он.
К слову, посещая предприятие, он де-факто закрыл тему его приватизации вообще и с участием российского капитала в частности. «Я хочу сохранить «Гомсельмаш», – заявил Александр Лукашенко, понимая под этим сохранение в государственной собственности. «Контрольный пакет акций продавать я не готов, и вряд ли в мое президентство это случится. Предприятие это государственное, и контроль должен остаться государственным», – убежден президент Белоруссии. Он также признался, что на долю в капитале производителя комбайнов претендует казахстанский бизнес, но при этом не намерен стать единоличным хозяином, намекнув тем самым на других потенциальных партнеров по бизнесу, договориться с которыми не удается уже 20 лет из-за их желания контролировать полностью купленный актив. Россия и Белоруссия обсуждали пять совместных приватизационных проектов, ни один из которых не дошел до реализации.
Лукашенко против приватизации, потому что предприятия для него – это не только хозяйствующие субъекты, но и политические, «с помощью которых обеспечивается лояльность работников нынешнему режиму», – поясняет причины политолог Валерий Карбалевич. По его мнению, в нынешней ситуации, когда белорусский лидер то и дело говорит о некой исходящей от России угрозе, продавать что-либо тамошнему бизнесу он тем более не будет.
Тем временем из России в ответ на неготовность Белоруссии согласиться на ее требования «чего-то» пришла весть, что правительство готовится снять союзницу с финансового довольствия. В частности, так и не предоставить недостающие еще 400 млн долл. кредита Евразийского экономического союза, о котором уже достигнуто соглашение, и нового в 2019 году на 1 млрд долл., а также снова ограничить объемы поставки нефти. Официально, правда, Минфин России эту информацию опроверг, однако «дыма без огня не бывает», считают наблюдатели в Минске.
Также на неделе Минфин Белоруссии поделился своей озабоченностью по поводу последствий налогового маневра России. Заместитель министра финансов Дмитрий Кийко сообщил, что Белоруссии это обойдется в 600 млн долл. потерь. Замминистра сообщил, что потери эти могут быть компенсированы в том числе и повышением некоторых косвенных налогов на хозяйствующих субъектов. Кроме того, из сказанного Кийко следовало, что в Минске рассчитывают на получение компенсации от России в связи с налоговым маневром.
Минск
комментарии(0)