Фото Viktor Koshkin/Anadolu Agency/Getty Images
Украинская Госслужба по чрезвычайным ситуациям (ГосЧС) разрабатывает мероприятия, связанные с «деоккупацией территории Донецкой и Луганской областей». Эта тема обсуждалась на днях во время заседания коллегии ведомства. Руководитель ГосЧС Николай Чечеткин поручил подчиненным разрабатывать тактику «мелких шагов». Впервые об этой тактике «поэтапного освобождения Донбасса» еще весной заявил министр внутренних дел Украины Арсен Аваков.
Напомним, глава украинского МВД предложил свой план, основываясь на допущении, что Россия может пойти на уступки Украине относительно мандата миротворческой миссии ООН. С прошлого года противоречия по этому вопросу казались непреодолимыми.
Российская сторона предложила ввести миротворцев для защиты гражданских наблюдателей миссии ОБСЕ, расположить их на линии разграничения (с правом передвижения по неподконтрольной Киеву территории вместе с патрулями ОБСЕ). Украинская сторона настаивала на «полноценной миссии», без привязки к деятельности наблюдателей ОБСЕ в Донбассе. Команда Петра Порошенко потребовала расположить миротворцев на всей территории Донбасса и на границе с РФ.
Найти компромиссный вариант во второй половине 2017 года пытались спецпредставитель Госдепа США Курт Волкер и помощник президента РФ Владислав Сурков. Однако с января с.г. эта линия переговорного процесса поставлена на паузу. Зато состоялась встреча президентов РФ и США, в ходе которой прозвучало предложение провести референдум относительно будущего Донбасса, чтобы люди сами решили, каким будет статус региона. Украина категорически отвергла эту идею, поскольку она не соответствует законам и Конституции государства. Кроме того, Киев официально признал неподконтрольные районы Донецкой и Луганской областей «временно оккупированными территориями». И теперь ссылается на нормы международного права, не позволяющие проводить выборы и референдумы на оккупированных территориях.
Представитель Госдепартамента США Хизер Нойерт сообщила, что американская администрация «не рассматривает вопрос поддержки референдума на востоке Украины – такой референдум был бы нелегитимным». Курт Волкер подтвердил телеканалу «112 Украина»: «Белый дом уже сделал заявление: он отклонил это предложение (о референдуме. – «НГ»)». Президент России Владимир Путин на днях тоже заявил на пресс-конференции по итогам саммита БРИКС, что воздержится от комментария по поводу референдума: «Это очень тонкая, чувствительная сфера, которая требует дополнительного изучения и проработки».
Проблема вернулась на круги своя – к идее ввода в Донбасс миротворцев ООН и к формату обсуждения в «нормандской четверке». На прошлой неделе в Берлине состоялась встреча представителей внешнеполитических ведомств Германии, Франции, РФ и Украины. Стороны констатировали «наличие существенных разногласий». МИД Украины сообщил, что Киев придерживается прежней позиции: «Для украинской стороны, среди прочего, остается принципиальным, что мандат будущей операции должен распространяться на всю временно оккупированную территорию, включая государственную украинско-российскую границу в зоне конфликта, и предусматривать вывод иностранных вооруженных формирований, военной техники и наемников, а также способствовать установлению мира в регионе». Россия, как известно, отрицает свою причастность к конфликту и не видит причин для размещения вооруженных иностранных военнослужащих (миротворцев) на своей границе.
Тот факт, что без согласия российской стороны никакой украинский сценарий урегулирования не может быть реализован, стал причиной критики обнародованного Аваковым плана. Министр рассказал о нем в интервью «Украинской правде»: «Заходят миротворцы и встают на границе условного города Горловка или сельского Новоазовского района. Границу с оккупированной территорией сразу берут под контроль голубые каски и украинские пограничники. Внутрь этой вернувшейся в Украину территории заходят органы украинской юстиции и проводят выборы (местных органов власти. – «НГ») по нашему закону». Даже если на выборах победят сторонники ДНР/ЛНР или люди с пророссийскими взглядами, это не будет иметь значения, подчеркнул Аваков. По его мнению, главное, что в данный населенный пункт придет «украинская власть и украинские полицейские силы».
После этого начнется процесс амнистии тех местных жителей, которые не совершили тяжких преступлений: «Нам (Верховной раде Украины. – «НГ») придется принять также закон «О коллаборантах» – что-то вроде закона де Голля, который был принят в 1946 году во Франции. Это касается обычного человека, вынужденного жить и работать на оккупированных территориях…» Аваков рассказал, как ему видятся дальнейшие события: «Начинается восстановление инфраструктуры и повышение качества жизни людей, которые находились в оккупации. Пришли, восстановили подачу воды, горячей воды, электроэнергии, восстановили нормальную школу, начинаем выдавать нормальные украинские паспорта…» Восстановив украинскую юрисдикцию и наладив нормальную жизнь в одном городе, селе или районе, украинские силы при поддержке миротворцев могут продвигаться дальше – в этом суть «тактики мелких шагов».
Глава МИД Украины Павел Климкин ранее сказал в интервью агентству «Интерфакс-Украина», что рассмотрел этот план и нашел в нем изъяны: «Считаю, что каждый имеет право предлагать идеи. Общественная дискуссия очень важна. Но мы должны понимать, что это должно быть комплексное видение того, что мы можем и что мы должны делать… Тактика малых шагов, или средних, или любая другая – это важно. Роль полицейского компонента тоже важна, но ведь самое главное – начать деоккупацию. Сейчас Россия нам этого не позволяет сделать». Климкин изложил свое видение причин ситуации: «Все должны четко понимать, что России по определению украинский Донбасс не нужен. России вообще не нужен Донбасс, а нужны оккупированные территории, чтобы использовать их для дестабилизации всей Украины, никак иначе».
Климкин является представителем окружения президента Порошенко, Аваков – из лагеря соратников Арсения Яценюка. «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт» Яценюка входят в состав правящей коалиции в Верховной раде и вынуждены взаимодействовать. До сих пор обе политические силы придерживались единой линии: урегулирование в Донбассе возможно только при условии ввода миротворческой миссии ООН и выполнения Минских соглашений. Причем второй вопрос украинская сторона требовала решать в два этапа: вначале выполнение всех пунктов Минских соглашений, связанных с безопасностью, затем – всех политических пунктов. Российская сторона исходила из необходимости выполнить Минские соглашения в той последовательности, в которой они записаны.
Сейчас некоторые эксперты в Киеве неофициально говорят об опасениях, что Украина со своими требованиями останется один на один с Россией. Отмечают, что российско-американские переговоры на паузе. А «нормандский формат», как и прежде, не демонстрирует эффективности. В то же время обращают внимание на активизировавшийся диалог по линиям Россия–Германия и Россия–Франция. Еще одним поводом для беспокойства стал анонсированный турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом саммит: «7 сентября в Стамбуле состоится саммит России, Германии, Франции и Турции, посмотрим, что мы можем сделать».
Предполагается, что лидеры обсудят сирийскую проблематику. Но в Украине считают, что речь может идти не только об этом. Дипломат Александр Хара сказал телеканалу «24», что «Германия не присутствует в Сирии – ни в военном, ни в политическом плане. Германия – потерпевшая сторона из-за проблем беженцев». И встреча Ангелы Меркель с Сергеем Лавровым и начальником Генштаба РФ Валерием Герасимовым могла «дальше углублять трещину между США и Европой».
Хара отметил, что одной из причин противоречий стал «Северный поток – 2». «Это создаст новую геостратегическую ситуацию – союз между Берлином и Москвой, возможно, Парижем, и изменит сущность ЕС», – пояснил он. Источник «НГ», попросивший не называть его, отметил, что у Турции с РФ есть другое связующее звено – «Турецкий поток». В этом ключе он предложил воспринимать саммит в Стамбуле: «На наших глазах появляется новый формат. Его сложно назвать проукраинским».
Киев
комментарии(0)