Фото Vincent Mundy/Bloomberg via Getty Images
В украино-российских отношениях в сфере транзита газа последнее слово останется, видимо, за президентом РФ. Владимир Путин после переговоров с Дональдом Трампом заявил, что Россия готова сохранить и продлить контакт на транзит газа по украинской газотранспортной системе (ГТС). Но указал, что это произойдет «в случае урегулирования спора между хозяйствующими субъектами в Стокгольмском арбитражном суде».
«Нафтогаз» и «Газпром» в 2014 году подали друг против друга встречные иски. Украинская сторона оспаривала условия подписанного в 2009 году десятилетнего контракта на поставку российского газа, а также тарифы на транспортировку газа в ЕС.
Российская компания потребовала выплатить ей средства, предусмотренные условиями действующего контракта на поставку: в 2009 году Украина обязалась ежегодно покупать определенный объем газа, но постепенно накапливала объемы «недобора», а после смены власти вообще отказалась от покупки российского газа.
В конце февраля тяжба завершилась вердиктом, согласно которому, как утверждает президент Петр Порошенко, «Газпром» должен выплатить «Нафтогазу» 4,6 млрд долл. На днях в эфире политического ток-шоу на канале ICTV Порошенко заявил, что Россия не демонстрирует намерения выполнять решение суда. «Газпром» подал апелляцию на февральский вердикт. Ее рассмотрение, как считают в «Нафтогазе», может продлиться 1,5–2 года. Параллельно не исключен новый процесс: в начале июля с.г. «Нафтогаз» повторно подал иск о взыскании с «Газпрома» более 11 млрд долл. в виде компенсации за заниженный, по мнению украинской стороны, тариф на транспортировку газа в предыдущий период.
Пока длятся судебные тяжбы, приходит к завершению срок действия подписанных в 2009 году контрактов. Лидер движения «Украинский выбор – право народа» Виктор Медведчук заявил, что о сотрудничестве на период после 2019 года необходимо договариваться уже сейчас. Иначе украинская сторона потеряет не только 3 млрд долл. ежегодно (оплата «Газпромом» транзита), но и свою ГТС: «Уникальная газотранспортная система превратится в груду металлолома».
Ранее эксперты в энергетической сфере отмечали, что для рентабельной работы ГТС должна быть загружена не менее чем на 50 млрд куб. м газа в год. Система рассчитана на ежегодную прокачку более 120 млрд куб. м, но в последнее время по ней транспортировалось 90–100 млрд куб. м. В Киеве считают главной угрозой строительство газопровода «Северный поток – 2». После начала его эксплуатации загрузка украинской ГТС может снизиться до 30–40 млрд куб. м в год. При этом сама система, построенная в советское время, технически проигрывает новым газопроводам. И дешевеет. По оценке украинской организации «Публичный аудит», в 2014 году, когда объем транзита российского газа составил всего 62 млрд куб. м, стоимость ГТС оценивалась в 25–35 млрд долл. В 2018 году, когда объем транзита увеличился на треть по сравнению с 2014 годом, сама ГТС подешевела примерно в два раза.
Виктор Медведчук убежден, что сторонам следует вернуться к идее трехстороннего газового консорциума, которая обсуждалась еще в период президентства Януковича. В рамках этого консорциума «будут соблюдены интересы Украины по гарантиям наполненности трубы голубым топливом, интересы России как поставщика газа и интересы Евросоюза как покупателя, заключающиеся в бесперебойном получении энергоресурсов», – отметил Медведчук. Официально Верховная рада запретила правительству привлекать российские компании к управлению ГТС. Украинско-российский конфликт, отразившийся на газовой сфере, развивался четыре года и сейчас приходит к этапу развязки.
На этом фоне на днях состоялись газовые переговоры Украина–ЕС–Россия. Член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук написал в своем блоге, что европейская сторона (в лице Еврокомиссии) подталкивает «Нафтогаз» к мировому соглашению с «Газпромом», чтобы подвести черту под старыми спорами и открыть путь к обсуждению нового соглашения. Корольчук отметил: «Речь идет о переводе судебных процессов «Нафтогаза» и «Газпрома» в русло внесудебных переговоров, как это практикуют 95% всех компаний, которые судятся с «Газпромом». В октябре «Нафтогаз» должен предоставить Еврокомиссии свои предложения относительно таких переговоров».
«Мировое соглашение», по мнению экспертов, – единственный способ ускорить переговоры относительно нового контракта. Источник «НГ» отметил, что после заявления Владимира Путина российская делегация на трехсторонних переговорах готова была обсуждать пятилетний контракт, предполагающий транзитную загрузку ГТС на уровне 50-70 млрд. куб. м в год. Украинская делегация привезла готовое решение о снижении тарифа на транзит на 20% (с 2,7 долл. до 2,2 долл. за транспортировку 1 тыс. куб. м газа на расстояние 100 км).
Камнем преткновения остались только судебные тяжбы. Министр энергетики РФ Александр Новак сказал журналистам, что заключение мирового соглашения обсуждалось: «Это один из вариантов урегулирования отношений. Никаких решений по этому вопросу не принято. Думаю, что все эти вопросы будут обсуждаться дополнительно на консультациях в октябре». Представители украинской делегации, в свою очередь, поначалу категорически опровергли возможность заключения мирового соглашения. Министр иностранных дел Павел Климкин заявил: «Попытка России договориться о внесудебном урегулировании дел, по которым Стокгольмский трибунал уже вынес решение, не пройдет. Нужно следовать общепринятым юридическим нормам и международному праву».
Глава правления «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев отметил: «Сейчас, когда «Газпром» проиграл и хочет говорить о мировом соглашении, это просто трата времени. Наша позиция: мы можем рассмотреть ваши предложения о мировой, но они точно не должны мешать переговорам по новому контракту, и мы точно не готовы это делать в трехстороннем формате, теряя время наших партнеров…» В Киеве вчера спорили о содержании этого заявления: готова или не готова украинская сторона обсуждать внесудебное урегулирование газовых отношений с Россией. Ведь в Киеве опасаются, что переговоры о новом контракте затянутся. Тот же Коболев сказал агентству «Интерфакс – Украина», что российская сторона может дождаться выборов украинского президента: «Скорее всего они ожидают выборов – хотят посмотреть, будет ли какое-то изменение власти и политического курса. При этом они будут делать все возможное, чтобы запустить строительство «Северного потока – 2».
Политический эксперт Дмитрий Спивак написал в соцсети, что начиналось с утверждения «с агрессором никаких мировых», а заканчивается признанием, что без мировой не будет транзита – и наша знаменитая труба станет обычным металлоломом». «Вся эта ситуация – яркое подтверждение того, насколько Украина зависима от внешнего фактора и насколько наша страна уязвима в энергетическом плане», – считает он.
Юрий Корольчук считает, что украинская сторона сама себя загнала в ситуацию, в которой от нее мало что зависит. Он написал: «В вопросах взаимодействия с «Газпромом» теперь решающее слово будет за европейскими партнерами. Именно Еврокомиссия и европейские компании, которые будут отобраны на роль «партнера для ГТС», будут договариваться с Россией. «Нафтогаз» и Украина будут принимать договоренности только для выполнения – как объект процесса. Хотя в нынешних условиях снижения добычи газа в ЕС и зависимости Европы и России от украинской ГТС нужно было отказываться от навязанной идеи европейского партнера для ГТС. Но для этого нужно было проводить переговоры с «Газпромом».
Киев
комментарии(0)