Гульнара Каримова и ее партнеры еще не скоро выйдут на свободу. Фото РИА Новости
Генеральная прокуратура Узбекистана признала, что ведет работу по возвращению из Швейцарии части замороженных средств, принадлежащих старшей дочери первого президента Узбекистана Гульнаре Каримовой. Речь идет о 800 млн швейцарских франков. Ее защита намерена опротестовать конфискацию денег. Швейцарский адвокат Грегуар Манжа, прибывший накануне в Ташкент, считает, что точку в «деле Каримовой» может поставить президент Шавкат Мирзиёев.
«Вопрос о возвращении активов, принадлежащих Гульнаре Каримовой, сейчас решается в сотрудничестве со швейцарскими органами прокуратуры. Как только он будет решен окончательно, мы обязательно сделаем официальное заявление», – сказала информационному порталу Podrobno.uz пресс-секретарь Генпрокуратуры республики Сурайё Рахманова. При этом пресс-служба швейцарской прокуратуры комментировать подробности переговоров с узбекскими коллегами отказалась, сославшись на то, что расследование уголовного дела еще продолжается. На тайну следствия сослался и пресс-секретарь Федерального департамента МИД Швейцарии Кароль Вельти.
Между тем источник, имеющий отношение к переговорам между Ташкентом и Берном, в эфире радио «Озодлик» (узбекская служба радио «Свобода» сообщила, что вопрос передачи замороженных в банках Швейцарии 800 млн швейцарских франков (810 млн долл.) практически решен положительно. «Переговоры длятся достаточно долго. Известно, что имеются несколько претендентов на эти деньги: правительство Узбекистана, США и кредиторы Zeromax. Минюст США утверждает, что Каримова и ее пособники совершали финансовые махинации в американских долларах и пользуясь банковской системой Америки, поэтому США рассчитывают получить часть этих денег. Кредиторы Zeromax пока не смогли доказать следствию, что истинной владелицей этой компании являлась Каримова, поэтому у них практически нет шансов получить хоть какую-то часть этих денег», – говорит швейцарский чиновник. По его словам, правительство Швейцарии удостоверилось в том, что истинным владельцем замороженных денег является Узбекистан, а изменения в узбекском законодательстве дают как законное, так и моральное право вернуть эти деньги стране.
Швейцарский адвокат Гульнары Каримовой Грегуар Манжа намерен опротестовать решение швейцарской прокуратуры о конфискации активов его подзащитной. Защитник планирует обратиться со встречным иском в Федеральный уголовный суд Швейцарии. Он утверждает, что «показания свидетелей против Каримовой могли быть выбиты насильно, поскольку двое из них отбывают срок в узбекской тюрьме». Адвокат также указывает на то обстоятельство, что прокурор, ведший «дело Гульнары Каримовой», заменен. «Вероятно, его арестовали и осудили», – сообщил швейцарской газете NZZ am Sontag Грегуар Манжа. По словам адвоката, его подзащитная не дала никаких признательных показаний.
Адвокат сообщил, что в ближайшие дни рассчитывает на очередную встречу с подзащитной. Манжа рассказал, что впервые встретился с Каримовой в декабре 2016 года, но в течение последующих полутора лет у него не было возможности увидеться с ней лично. Вторая встреча состоялась в апреле этого года в здании Генпрокуратуры Узбекистана. По словам адвоката, первые два с половиной года жизни в неволе Гульнары Каримовой (она находилась под домашним арестом. – «НГ») были очень тяжелыми. «Сейчас Каримова содержится в тюрьме приблизительно в трех часах езды от Ташкента», – сообщил адвокат. По его информации, положение Гульнары Каримовой в заключении и отношение к ее делу в целом немного улучшились после прихода к власти президента Шавката Мирзиёева. Тем не менее, считает адвокат, ситуация его клиентки остается «очень плохой». Он рассчитывает на личную встречу с главой Узбекистана, который «может изменить положение дочери первого президента Ислама Каримова Гульнары Каримовой в тюрьме».
Грегуар Манжа отметил, что уже дважды обращался к властям с просьбой о встрече с главой государства. Юрист называет уголовное дело, возбужденное в 2012 году в Швейцарии в отношении Каримовой и шести ее партнеров, очень сложным, в котором невозможно найти конструктивное решение, игнорируя интересы Каримовой.
Напомним, что Гульнара Каримова на протяжении ряда лет занимала дипломатические должности, была замминистра иностранных дел Узбекистана. Дочь первого президента контролировала несколько телеканалов, владела собственным брендом одежды и строила карьеру поп-певицы под именем Googoosha. Гульнару Каримову называли даже возможной преемницей отца на посту главы государства. Однако в 2012 году стало известно, что шведский оператор TeliaSonera заплатил Гульнаре Каримовой 300 млн евро за выход на телекоммуникационный рынок Узбекистана. Впоследствии журналисты выяснили, что взятки давали и другие операторы. Это дело до сих пор расследуется в США, Швеции, Швейцарии и Нидерландах.
В 2014 году бизнес-империя Гульнары Каримовой была разрушена. Генпрокуратура Узбекистана завела ряд уголовных дел на нее и ее приближенных. В частности, в июле 2017 года Генпрокуратура обнародовала подробности уголовного дела Гульнары Каримовой (подробнее см. «НГ» от 03.08.17). Она была признана виновной в ряде преступлений, в том числе в содействии организованной преступной группировке, хищениях, вымогательствах, растрате государственных средств и уклонении от уплаты налогов, и приговорена к пяти годам лишения свободы. Против Каримовой также было возбуждено и другое дело, в рамках которого она обвиняется в завладении чужим имуществом, нарушении таможенного законодательства, правил торговли, сокрытии иностранной валюты, легализации доходов и фальсификации документов.
комментарии(0)