0
4813
Газета СНГ Печатная версия

27.02.2018 19:53:00

Донбассу прочат бои низкой интенсивности

Украинская делегация в Минске предъявит участникам переговоров нормы нового закона о "государстве-агрессоре"

Тэги: украина, конфликт, донбасс, днр, лнр, деоккупация, закон, минские соглашения


украина, конфликт, донбасс, днр, лнр, деоккупация, закон, минские соглашения Замглавы мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине Александр Хуг сообщил, что стороны конфликта в Донбассе сближаются. Фото со страницы миссии ОБСЕ в Украине в Facebook

Сегодня в Минске запланировано заседание контактной группы. Еще в январе звучали заявления о том, что к концу февраля будет организован самый масштабный за время конфликта обмен удерживаемыми лицами. Сейчас об этом речь не идет. Заседание может превратиться в очередной обмен претензиями.

Глава МИД РФ Сергей Лавров ранее заявил в интервью каналу «Россия 1», что новый украинский закон «о деоккупации» ставит под угрозу выполнение Минских соглашений. «Минские договоренности никто не отменял. Считаю, что тот, кто сделает первый шаг по слому Минских договоренностей, совершит колоссальную ошибку. Собственно говоря, киевские власти в одном шаге от этой ошибки находятся, если они примут закон о реинтеграции, который сейчас прошел второе чтение», – сказал он.

Один шаг, о котором говорил Лавров, был сделан президентом Украины 20 февраля: Петр Порошенко подписал и ввел в действие закон о стратегии действий в Донбассе. Он заявил, что украинская власть не отказывается от Минских соглашений (хотя депутаты изъяли из текста все соответствующие упоминания и ссылки), а новый закон не нарушает никаких международных обязательств Украины, включая данные соглашения.

Как известно, в новом украинском законе Россия названа «государством-агрессором», неподконтрольные Киеву районы Донецкой и Луганской областей наравне с Крымом признаны «временно оккупированными территориями», а местные власти этих регионов – «представителями оккупационной администрации». На Россию украинские депутаты возложили ответственность за экономическую, социальную, гуманитарную ситуацию на неподконтрольных территориях. Стратегия возвращения их в состав Украины в законе не отражена. Однако вводится новое определение украинской военной операции в Донбассе: вместо антитеррористической операции – «мероприятия по отражению внешней агрессии». В соответствии с новым форматом изменятся система управления украинскими силовиками, принцип их участия в операции в Донбассе.

В ДНР и ЛНР сочли, что Киев готовит наступательную операцию. И.о. главы МИД ЛНР, представляющий непризнанную республику на переговорах в Минске, Владислав Дейнего в ходе предыдущего заседания контактной группы 14 февраля заявил: «Я хочу обратиться к мировому сообществу – оказать влияние на киевские власти с тем, чтобы обязать их оставаться в рамках Минских соглашений. И предотвратить развитие ситуации, которое на сегодняшний день, исходя из наших наблюдений и данных нашей разведки, становится все более и более вероятным». Представители Донецка и Луганска заявили о том, что Вооруженные силы Украины (ВСУ) усиливают свои позиции в Донбассе.

Представители ОБСЕ в своих отчетах сообщали о том, что обе стороны воспользовались рождественским перемирием (которое не соблюдается в полной мере), чтобы усилить свои позиции и продвинуться вперед. Первый замглавы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине Александр Хуг на прошлой неделе сообщил, что стороны сближаются, поэтому не исключено новое обострение.

Число обстрелов позиций в Донбассе в начале этого года снизилось с прежних 30–50 до 10 в сутки. Военные эксперты отмечают, что огонь теперь ведется прицельно: обе стороны время от времени сообщают об убитых и раненых.

20 февраля в зоне конфликта погибла 23-летняя украинская медсестра Сабина Галицкая. Она работала в медицинской роте 10-й отдельной горно-штурмовой бригады. Украинские СМИ сообщили, что группа, в которой находилась Галицкая, направлялась в одно из сел Луганской области оказывать помощь гражданскому лицу. Медсестра погибла из-за «прямого попадания противотанковой управляемой ракеты» в автомобиль, в котором она находилась. Эта новость вызвала в Украине резонанс, несмотря на то что на четвертом году войны сводки с фронта становятся обыденностью.

Уже 22 февраля председатель Народного совета ДНР, представляющий Донецк на переговорах в Минске, Денис Пушилин сообщил о том, что ВСУ обстреляли санитарный автомобиль сил республики. Погибли три человека: водитель, медик и раненый боец ДНР, которого пытались эвакуировать с позиций у Докучаевска. После этого уполномоченный по правам человека в ДНР Дарья Морозова заявила: «Мною уже направлены официальные письма в международные организации, такие как управление ООН по правам человека, ОБСЕ и Международный комитет Красного Креста, с просьбой дать правовую оценку целенаправленному обстрелу санитарного автомобиля, повлекшему за собой гибель троих человек».

Представители ДНР сразу же заявили, что собираются внести вопрос об этом инциденте в повестку дня назначенного на 28 февраля заседания в Минске. Встреча снова может свестись к взаимным обвинениям, предполагают эксперты. Это вероятно, поскольку в течение двухнедельной паузы Украина ввела в действие закон о стратегии действий в Донбассе.

Если накануне новогодних праздников обмен удерживаемыми лицами преподносился как шаг к урегулированию конфликта, то сейчас об этом уже не говорят. Представитель Украины в гуманитарной подгруппе в Минске, зампредседателя Верховной рады Ирина Геращенко рассказала: «Они опять завели тему амнистии, мол, 22 февраля 2014 года тогдашний и.о. президента Турчинов подписал указ об амнистии «майдановцев»; так почему нельзя сделать этого и здесь (в отношении защитников ДНР/ЛНР. – «НГ»)».

Украинских представителей возмутила попытка сравнить участников майдана 2013–2014 годов с военнослужащими ДНР/ЛНР. Первые в Украине признаны героями, вторые – сепаратистами и террористами. На заседании в Минске завязалась перепалка.

Этот момент снова показал, насколько не совпадают взгляды, представления, позиции Украины и республик Донбасса. Лидер общественного движения «Украинский выбор – право народа» Виктор Медведчук (который в ноябре лично обратился к президенту Путину с просьбой способствовать началу масштабного обмена удерживаемых лиц) считает, что только выполнение Минских соглашений позволило бы сблизить позиции. Он резко раскритиковал закон о стратегии действий Украины в Донбассе: «Изначально декларировалось, что этот закон послужит реинтеграции – вернет Донбасс в правовое поле Украины. Но парламент, давно ставший заложником остающихся безнаказанными радикалов и политиканов из «партии войны», своими руками ставит крест на попытках мирного урегулирования ситуации в Донбассе. Вместо этого – широчайший, фантастический, бредовый и абсолютно нереализуемый набор мечтаний о насильственном возвращении территорий. Именно территорий – не людей». Медведчук считает, что закон был принят по указке США, «которые ввели в Украине внешнее управление и последовательно проводят политику, направленную на разжигание вооруженного противостояния в географическом центре Европы».

Медведчук и Геращенко участвуют в переговорах по обмену пленными, однако у них кардинально различается видение причин конфликта. Лидер общественного движения считает, что истоки нужно искать внутри страны, в кардинальных отличиях между регионами. Ирина Геращенко в упомянутом интервью заявила, что представители ДНР/ЛНР – «это зависимые люди, на переговоры (в Минск. – «НГ») они летят через Москву; проходят там инструктаж. На минских встречах напротив них сидят российские кураторы…». 

Судя по этим заявлениям, ожидать каких-либо подвижек от очередного заседания контактной группы в Минске не приходится. Директор Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко считает, что в ближайшие как минимум полгода на востоке Украины продолжится «конфликт низкой интенсивности». У сторон нет ни возможности, ни заинтересованности в том, чтобы усилить военное противостояние. В блоге издания «Корреспондент» он написал, что причиной конфликта стало «желание России не допустить интеграции Украины в НАТО и максимально блокировать евроинтеграционный курс». 

Украина заинтересована в том, чтобы разрешить конфликт, отметил эксперт: «Но есть ли у нас стратегия, способен ли украинский политический класс действенно реагировать на вызовы помимо голосования законов, которые, по сути, ни на что не влияют? Пока что Украине удается решать тактические задачи, но стратегию, к сожалению, я не вижу».

Киев


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1417
"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

Наталья Приходко

В Киеве накануне уверяли в обеспечении необходимого финансирования на год вперед

0
1516
Почему новую разведслужбу Мексики называют аналогом ЦРУ

Почему новую разведслужбу Мексики называют аналогом ЦРУ

Сергей Никитин

Национальный разведывательный центр будет выполнять широкий спектр задач

0
1177
Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Наталья Савицкая

Академию на дому сегодня может открыть любой блогер или частный предприниматель

0
1616

Другие новости