Церковь святой Феодоры из Сихлы в Кишиневе посещают в основном сторонники объединения с Румынией. Фото РИА Новости
Политика молдавских властей, поощряющих движение за присоединение страны к Румынии, способствовала тому, что делить паству, а также иерархов и атрибутику по объединительному признаку стали Кишиневско-Молдавская митрополия (относится к Русской православной церкви, имея автономный статус) и Бессарабии (Румынская православная церковь), сказал «НГ» лидер Народно-социалистической партии Виктор Степанюк. На днях разгорелся скандал по поводу герба, представленного митрополией Молдавии. Бессарабская митрополия обвинила Молдавскую в воровстве.
История о том, как в независимой Молдавии, где все храмы относились к Русской православной церкви (РПЦ), появилась Бессарабская митрополия (находится в юрисдикции Румынской православной церкви (РумПЦ), началась 25 лет назад.
Тогда к власти в уже независимой республике пришел Народный фронт. Главными лозунгами фронта были: «государственным языком должен стать румынский (молдавский)», «графика – латинской» и «Молдова должна объединиться с Румынией». Первые две задачи были выполнены в начале 90-х годов прошлого века, а третья находится в стадии активной реализации. Сторонники «унири» (объединения) обещают провозгласить его уже в марте нынешнего года – в день 100-летия Великого объединения. В 1918 году в Кишиневе Сфатул цэрий (Совет страны) объявил о присоединении к Румынии, с тех пор это событие торжественно отмечается в Бухаресте. Но экс-президент Румынии Траян Бэсеску, считающий объединение двух стран главной целью своей жизни, внес в эти планы коррективы. Он заметил, что «после вступления Молдовы в ЕС и НАТО произойдет ее объединение с Румынией».
Но пока Бэсеску активно участвует в молдавской политике – на правах почетного председателя Партии национального единства. В ближайшие дни он намерен представить на утверждение парламента Румынии декларацию о денонсации пакта Молотова–Риббентропа, который, по его словам, привел к передаче территории Молдавии в состав СССР.
По мнению румынского политика, вследствие пакта в составе Советского Союза оказались несколько государств. «Три страны Балтии вышли из состава Советского Союза и стали независимыми членами ЕС и НАТО, Польша стала государством, интегрированным в ЕС и НАТО. А Румыния потеряла Бессарабию, но так все и осталось», – отметил Бэсеску. При этом он забыл о Приднестровье, которое было «отписано» Молдавии тем же пактом Молотова–Риббентропа. Его денонсация фактически предоставляет свободу непризнанной сегодня Приднестровской республике. Кстати, парламент Республики Молдова денонсировал злополучный пакт, но отказался вернуть Приднестровье туда, где оно было до 1940 года, – Украине (входила в состав Украинской ССР) или России – правопреемнице СССР.
На фоне политической борьбы, с одной стороны, за сохранение молдавской государственности, с другой – за объединение с Румынией процессы, происходящие в небратских, хотя и православных митрополиях – Молдавской и Бессарабской, как-то не были заметны. По крайней мере до недавнего времени. Но теперь между ними разгорелся публичный скандал.
Причиной разбирательств двух Церквей в Молдавии стали претензии митрополии Бессарабии к митрополии Молдавии. Первая обратилась в Национальную комиссию по геральдике с просьбой не утверждать герб, недавно представленный митрополией Молдавии, поскольку его элементы принадлежат ей, передает publika.md.
Священнослужители Румынской православной церкви утверждают, что Кишиневско-Молдавская митрополия присвоила себе имена иерархов, которые исторически принадлежат митрополии Бессарабии. Кроме того, похожи и гербы митрополий.
Бессарабская митрополия РумПЦ действовала на территории Молдавии с 1918 по 1940 год, пока Молдавия входила в состав Румынии. В 1940 году по пакту Молотова–Риббентропа Молдавия отошла к СССР. Тогда же Бессарабская митрополия прекратила существование.
В 1992 году при участии некоторых прорумынски настроенных политиков и священнослужителей епископ РПЦ Петру Пэдурару заявил о возобновлении деятельности Бессарабской митрополии в качестве преемницы той, которая существовала при румынах. В селах новые – бессарабские – священники начали выгонять из церквей молдавских. Не раз в ход шли топоры, сельчане могли наблюдать, как соперники таскали друг друга за бороды. Прихожанам эти драки не нравились, но, в общем-то, им было «все равно, какому батюшке исповедоваться»: и те и другие – православные. А относятся они к Румынской церкви или Русской – неважно. Постепенно при помощи находившейся у власти Христианско-демократической Народной партии (ХДНП), возглавляемой Юрием Рошкой, Бессарабской митрополии удалось «отбить» несколько храмов. ХДНП выступала за разрыв с Россией по всем направлениям – политическому, экономическому и церковному. Интересно, что сегодня Юрий Рошка демонстрирует ярко выраженную пророссийскую позицию.
Но в 90-х он слыл русофобом и сторонником объединения с Румынией. И помог Петру Пэдурару стать митрополитом. В сан Пэдурару был возведен Румынским патриархатом и запрещен в служении Русской церковью.
Молдавское правительство 10 лет отказывало Бессарабской митрополии в регистрации, но затем помощь пришла оттуда, откуда ее не ждали. В 2000 году президентом Республики Молдова (РМ) был избран лидер Коммунистической партии Владимир Воронин. С его подачи Бессарабскую митрополию зарегистрировали, и начался политический конфликт двух Церквей – Румынской и Русской.
Накануне Парламентская ассамблея Совета Европы рекомендовала молдавским властям зарегистрировать митрополию РумПЦ.
То, что происходит сегодня в отношениях двух митрополий в Молдавии, напоминает события в Украине, где РПЦ просто изгоняют с территории страны, захватывая храмы и нападая на их служителей. Борьба Церквей и в Украине, и в Молдавии – отражение политического выбора действующей власти. Молдавская власть пытается вытеснить из РМ Россию не только в лице Оперативной группы российских войск (ОГРВ) и миротворцев, дислоцированных в Приднестровье, но также священнослужителей РПЦ.
Депутат парламента Молдавии Владимир Цуркан сказал «НГ», что «Бессарабская митрополия была создана в период национального возрождения страны – в пику Молдавской митрополии и с объединительными целями (имеется в виду объединение Молдавии с Румынией, – «НГ»), но нынешние разногласия – сугубо внутрицерковные».
В то же время лидер Народно-социалистической партии Молдавии Виктор Степанюк считает действия Бессарабской митрополии «синхронизированными с декларациями 10 сел Молдовы о присоединении их к Румынии». «Эта церковь (Бессарабская митрополия. – «НГ»), безусловно, идеологизирована и политизирована. Она придерживается канонов Румынской православной церкви, и поэтому в числе ее прихожан немало сторонников унионизма. Но на скандал, который уже две недели как разгорелся между митрополиями Бессарабии и Молдавии, не реагирует молдавская власть. И это говорит о том, что власти это выгодно с электоральной точки зрения – осенью в Молдове должны состояться парламентские выборы. То, что скандал произошел именно сейчас, – не случайность: в этом году отмечается 100-летие объединения Молдовы с Румынией», – пояснил молдавский политик.
комментарии(0)