Михаил Саакашвили "затерялся" в лагере протестующих – следователи его не нашли. Фото Reuters
«Дело Саакашвили» породило и усилило ряд конфликтов. Между группами депутатов во фракции «Блок Петра Порошенко», между властью и оппозицией. Конфликтные линии возможны внутри правящей коалиции, они нарастают между старыми силовыми и новыми антикоррупционными структурами. Плюс к этому – настороженное отношение к ситуации со стороны как западных партнеров, так и Грузии.
На рассвете в среду силовики попытались начать штурм палаточного городка возле Верховной рады. Официальной причиной стала попытка вручить Михаилу Саакашвили повестку. Планировалось, что вчера суд изберет ему меру пресечения. Задержать Саакашвили в палаточном городке не удалось.
Он сам позже сказал журналистам, что силовики напали не на ту палатку. Потасовка на рассвете закончилась пострадавшими среди сотрудников правоохранительных органов и среди участников акции Саакашвили. Очевидцы отмечают, что атака длилась около 10 минут и затронула только край лагеря. Но позволила Саакашвили, который призывает людей выйти на майдан, поставить рядом с собой перед телекамерами окровавленных и забинтованных активистов. Если состоявшиеся во вторник обыск и задержание Саакашвили напомнили многим начало «дела Тимошенко», то события вторника могли бы ассоциироваться с разгоном студентов в период евромайдана. Однако на сей раз люди массово не вышли протестовать против произвола, акция у здания Верховной рады носила прежний масштаб и характер.
Президент Петр Порошенко счел это хорошим знаком. Вчера он по случаю Дня Вооруженных сил Украины (ВСУ) выступал перед украинскими военнослужащими в Львовской области: «Армия не для того держит фронт (в Донбассе. – «НГ»), чтобы враг орудовал в глубоком тылу. Мы даем подобным делам достойный отпор. И я чувствую поддержку общества». Порошенко в который раз обвинил Россию в попытке дестабилизировать ситуацию в Украине, но сейчас сказал об этом в контексте «дела Саакашвили»: «В Москве не жалеют сил. И денег у них куры не клюют. И фамилии тут не имеют значения. Думал, меня трудно чем-то удивить. Но то, что вчера увидела и услышала вся страна, потрясло и шокировало всех», – сказал Порошенко. Он признал право граждан на мирные протесты, но сделал однозначный вывод, что длящаяся с октября акция у Верховной рады – это деятельность «профинансированной из Москвы гоп-компании».
Отношение к акции внесло раздор в среду депутатов Верховной рады. Даже в «Блоке Петра Порошенко» есть внутренняя оппозиция, которая поддерживает требования о проведении в Украине большой политической реформы (одним из пунктов которой является принятие закона о процедуре импичмента президента). Вчера источники «НГ» сообщили, что верные союзники главы государства предложили своим коллегам по фракции, сформировавшим группу внутренней оппозиции, сложить депутатские мандаты.
В опалу попали, в частности, бывшие журналисты «Украинской правды», а ныне депутаты во фракции БПП Мустафа Найем и Сергей Лещенко. Найем написал в соцсети, что силовыми методами разрешить ситуацию не удастся, поскольку ситуация в Украине – это не противостояние сторонников и противников Саакашвили. «То, о чем говорит Михаил Саакашвили (о смене политической системы и правящего класса в стране. – «НГ»), общество требовало 25 лет до него, требовало во время его сотрудничества с Петром Порошенко. И будет требовать дальше. Миллионы людей возмущены воровством, коррупцией и круговой порукой. Уничтожить это возмущение одним уголовным делом невозможно. Мы это уже тоже проходили», – написал он. С другой стороны, как отметил Найем, много вопросов возникает и к Саакашвили, претендующему на роль нового лидера: «Отмалчиваться по поводу обвинений, выдвинутых прокуратурой, не выход».
Лидер «Руха новых сил» в среду утром выразил готовность дать показания. Но заявил: «Я не буду являться ни к какому генеральному прокурору... Я готов принять следователей здесь, в лагере (у здания Верховной рады. – «НГ»)». Его заявления сводились к тому, что команда Порошенко перешла Рубикон, и теперь протестующие будут стоять до тех пор, пока не добьются проведения досрочных выборов.
Некоторые эксперты допускали, что придется переизбрать по крайней мере Верховную раду. Если депутаты, представляющие внутреннюю оппозицию, покинут ряды пропрезидентского блока, то правящая коалиция не будет располагать большинством голосов и прекратит существование, пояснил «НГ» один из экспертов. По его словам, ситуация усложняется и внутри самой коалиции, в которую входят «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт» Арсения Яценюка. «Отношения резко ухудшились из-за «рюкзаков Авакова» (НАБУ подозревает сына главы МВД Арсения Авакова, являющегося одним из лидеров «Народного фронта», в причастности к коррупционной сделке. – «НГ»). А теперь еще и странное заявление партии относительно «дела Саакашвили», – отметил источник.
В упомянутом заявлении «Народного фронта» выражена поддержка Генпрокуратуре и СБУ, разоблачившим Саакашвили. Но при этом сказано, что «в 2015–2016 годах Михаил Саакашвили принимал активное участие в дискредитации коалиционного правительства Арсения Яценюка. А потом лично признавался, что его использовали в чужой грязной политической игре. Нет сомнения, что главным вдохновителем того искусственного политического кризиса был Кремль, а промосковские олигархи в Украине только финансировали эту кампанию». Источник «НГ» напомнил, что в прошлом году сам Саакашвили, называя президента Порошенко «олигархом», признавался, что именно с ним вместе добивался отставки Яценюка.
Политолог Юрий Романенко отметил, что многие эксперты в Украине сходятся во мнении: атакой на Саакашвили власть создает проблему и переводит управляемую ситуацию в категорию неуправляемых. Он отметил, что на этой неделе было продемонстрировано «отсутствие монополии власти на насилие», стало ясно, что сторонники Саакашвили не считают убедительными доказательства вины своего лидера: «Они понимают неизбежность конфликта, как следствие, начинают мобилизовываться – возникает угроза ситуации «пан или пропал».
Западные партнеры Украины – ЕС и США – призвали всех участников конфликта сделать шаг назад, не допустить эскалации. «Но, зная, как на самом деле относятся друг к другу Владимир Путин и Михаил Саакашвили, западные друзья Украины вряд ли с легкостью и на слово поверили бы в сотрудничество (пусть даже опосредованное) Саакашвили с ФСБ», – сказал источник «НГ» в Киеве. У западных лидеров возникают также вопросы по поводу того, что в Украину не пустили уже несколько групп грузинских журналистов.
С другой стороны, как отметил в своей публикации на сайте «Главком» политический обозреватель Кирилл Сазонов, Генпрокуратура не могла бы обнародовать столь серьезные подозрения, не имея на то оснований. «Я предполагаю, что нет в мире силы, которая заставила бы Юрия Луценко сфабриковать дело таких масштабов против настолько заметной фигуры. Просто потому что против него будет целая армия адвокатов, а при фальсификации таких материалов утечки информации скорее правило, чем исключение. И такой провал будет стоить Луценко не кресла генпрокурора и не политической карьеры. Может просто привести в тюремную камеру», – отметил он. Поэтому Сазонов предложил не торопиться с выводами.
Тем не менее у многих в Киеве возникают вопросы относительно ситуации вокруг Саакашвили. Представители команды Порошенко уже объяснили, что ошиблись, приглашая бывшего грузинского президента в Украину и предоставляя ему гражданство. Но политолог Сергей Постоловский в колонке для «Левого берега» отметил, что исправить эту ошибку можно было легко. «После того как Михаил Саакашвили был уволен с поста главы Одесской облгосадминистрации, власти не нужно было его трогать. Полное игнорирование его персоны могло сбросить Саакашвили с политического олимпа. Зачем было лишать его гражданства, когда именно этот шаг стал ярким информационным поводом, который команда экс-президента Грузии использует до сих пор? Не обращали бы внимания на Саакашвили, он бы затерялся среди себе подобных – тех, кто в шкале политических рейтингов не может преодолеть отметки в 2–3%. Но у нас всегда любили обиженных властью».
Каждый новый шаг против Саакашвили (запрет на въезд в Украину, попытка задержания) улучшал позиции опального политика и ухудшает имидж украинской власти, отмечают эксперты.
Киев