Фото Gettyimages
В воскресенье в Тбилиси прощались со спецназовцем Вано Голошвили, погибшим в ходе спецоперации 22 ноября. В Батуми продолжалась идентификация 12 погибших при пожаре в гостинице «Лео гранд» в пятницу ночью, и мероприятия по установлению причин трагедии. А в Кобулети продолжали «дорабатывать» спецоперацию, в ходе которой в одном из домов этого курортного городка был обнаружен целый арсенал. Эксперты не считают эти три события взаимосвязанными, но и отрицать напрочь связь между ними тоже не спешат.
В силу того, что правоохранительные органы пока не предлагают однозначной версии спецоперации, проведенной 21–22 ноября в Тбилиси на улице Монаха Габриэла (см. «НГ» от 22.11.17), произошедшее обрастает слухами, домыслами и интерпретациями. Прокуратура продолжает скрывать даже имена погибших предполагаемых террористов и арестованного, ссылаясь на интересы следствия. Вакуум заполняют журналисты. Так, «Пирвели радио» («Первое радио»), ссылаясь на свои источники, утверждает, что спецоперация проводилась против чеченского полевого командира Ахмеда Чатаева, известного также как Однорукий Ахмед. В телепередаче «Акцент» уточнялось, что ликвидированы были два его телохранителя в возрасте 20–21 года, а арестован еще один член его охраны, гражданин России, некий Сухо Дудаев. К слову, прокуратура и адвокат задержанного называют его только по инициалам «СД» в интересах опять же следствия и по желанию самого подозреваемого. Инициалы, как видно, «подтверждают» имя, которое предлагают аудитории журналисты. Против «СД», находящегося в предварительном заключении, уже выдвинуто обвинение в связях с террористической группировкой.
Ахмед Чатаев, закончивший жизнь самоподрывом, был окружен завесой таинственности и часто фигурировал в каких-то странных историях, происходивших в Грузии в последние годы. Его упоминали в высшей степени непонятной Лапанкурской операции (см. «НГ» от 30.08.12). Потом его имя всплывало в различных уголовных делах. Чатаева то арестовывали, то отпускали. Он беспрепятственно выезжал в Европу и возвращался обратно… Словом, одни вопросы, на которые если и есть ответы, то у немногих посвященных. Впрочем, не очень ясно и с самой гибелью, поскольку официального подтверждения нет. О том, что третий погибший – это Ахмед Чатаев, говорят журналисты, силовые же структуры лишь о том, что тело после самоподрыва в таком состоянии, что идентификация требует времени.
Отдельный вопрос, по слухам, о предупреждении, якобы полученном грузинскими властями от некой группы чеченцев, готовой после ликвидации своих единомышленников устроить в Грузии такое, что о планах ее превращения в туристическую страну придется забыть. Если такое зловещее обращение действительно существует в природе, то правоохранительным ведомствам впору отказаться от выходных и перейти на 24-часовый режим службы – для исполнения угрозы, то есть срыва ближайшего туристического сезона, а заодно и подрыва репутации любой страны в плане безопасности, нужно немногое.
У экспертов различные мнения по поводу происходящего. Одни считают, что спецоперацию в Тбилиси, пожар в батумском отеле и кобулетский арсенал оружия стоит рассматривать как звенья одной цепи. Другие скептически относятся к этому предположению, указывая на то, что «Лео Гранд» хоть и пятизвездочный отель, но правила противопожарной безопасности были нарушены грубейшим образом. Что же касается найденного в Кобулети оружия, то, по их словам, в Грузии периодически обнаруживаются и более серьезные схроны.
В статье, опубликованной в издании JAM-news, заместитель директора Центра безопасности и развития Грузии Гиоргий Гогуадзе пишет, что страна вступила в новую реальность: «Если до сих пор за войной с террористами мы наблюдали издалека, то теперь она пришла к нам и развернулась на наших глазах… Мы не смогли справиться с паникой и фактором страха. Это произошло из-за проваленной стратегической коммуникации. Высокопоставленные лица решили не давать оценок до завершения спецоперации, а короткие пресс-конференции не столько опровергали слухи и спекуляции, сколько провоцировали их еще в большей степени».
Ситуация со дня проведения спецоперации не очень изменилась. Информационный вакуум на свой лад заполняют СМИ и другие акторы. По мнению Гогуадзе, сложившуюся ситуацию в своих интересах могут использовать активизировавшиеся в Грузии ультраправые националистические и популистские группы, выступающие под лозунгами о том, что безопасность страны под ударом из-за нашествия иностранцев. Но куда опаснее для Тбилиси, считает Гогуадзе, если происходящим воспользуется Россия.
«На международной арене Москва то и дело утверждает, что Грузия является транзитной для терроризма страной. Произошедшее в Тбилиси она может преподнести как доказательство своих заявлений. К тому же Россия очевидно осознала, что в Грузии легко посеять панику, страх… а для ущерба государственной системе достаточно спровоцировать небольшой кризис», – пишет Гогуадзе.
По мнению эксперта, линия властей на дозированную информацию в данном случае вредна: мало того что население имеет легитимное право знать, что происходит в родной стране, так и мир должен иметь четкое представление о том, что собирались делать предполагаемые террористы – действовать в Грузии, перебираться в другое государство, залечь на дно и т.п. Только абсолютная ясность картины и четкие ответы на имеющиеся вопросы могут сыграть не на подрыв безопасности страны, а на ее укрепление.