Встреча Андреа Ригони с заместителем председателя Палаты представителей Болеславом Пирштуком. Фото сайта house.gov.by
ЕС не видит ничего обидного в том, что президент Белоруссии Александр Лукашенко отказался от личного участия в саммите «Восточного партнерства», который пройдет сегодня в Брюсселе, и продолжает диалог с Минском. В белорусской столице эксперт ПАСЕ Андреа Ригони обсуждает с депутатами перспективу отмены смертной казни.
Белоруссия приняла решение направить в Брюссель министра иностранных дел. «Нет никаких негативных чувств или отношения к тому, что не приезжает президент», – заявил вчера журналистам из стран – участниц «Восточного партнерства» комиссар по европейской политике соседства и переговорам о расширении ЕС Йоханнес Хан. «Страна свободна решать, кто ее представит, хотя приглашают ее, естественно, на самом высоком уровне», – пояснил он. По словам европейского чиновника, присутствие Белоруссии на уровне министра иностранных дел вполне приемлемо. Белоруссия вправе выбирать и «интенсивность взаимодействия с ЕС». Конечно, Европу «беспокоят» некоторые происходящие в стране события, признался он. «Например, в Беларуси применяется смертная казнь и нарушаются права человека. Но мы наблюдаем единое политическое желание с обеих сторон работать в этом направлении. Мы также не хотим предъявлять чрезмерные требования к стране. Мы стремимся к поиску взаимоприемлемых решений», – цитирует Йоханеса Хана информационное агентство БелаПАН.
Сказанное еврокомиссаром, конечно же, дань дипломатическому протоколу, подчеркивают белорусские наблюдатели, но и они не склонны утверждать, что произошедшее радикально изменит нынешние отношения Минска и Брюсселя. Бюрократическая машина запущена на диалог, и останавливать ее пока никто не планирует.
Свидетельство тому – визит в Минск спецдокладчика Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Андреа Ригони, который проходит как раз в эти дни. В частности, сегодня он примет участие в заседании рабочей группы Национального собрания по изучению проблематики смертной казни как инструмента наказания. Андреа Ригони приехал в Минск по приглашению властей. Визит начался 22 ноября и продлится до 27-го. Как следует из официальных сообщений, у него здесь обширная программа. Помимо заседания в парламенте по вопросу смертной казни, что является основной целью его визита, Андреа Ригони посетит некоторые районные администрации и даже прочитает лекцию в педуниверситете.
Вчера уже состоялась встреча спецдокладчика с заместителем председателя Палаты представителей Болеславом Пирштуком. Во время встречи Андреа Ригони заявил, что ПАСЕ видит своей задачей не просто «приближение Беларуси к ценностям Совета Европы», но и ее вхождение в Совет Европы. Напомним, что в 1993 году белорусский парламент уже получал статус специального приглашенного в ПАСЕ, но в 1997-м лишился его из-за референдума, сохранившего смертную казнь. Поэтому сейчас главная задача ПАСЕ – добиться моратория на ее применение. Он отметил, что ПАСЕ не занимается экономикой – «нас интересуют вопросы демократии и прав человека». «Нашей главной целью мы видим прекращение смертной казни и введение моратория», – заявил вчера журналистам Андреа Ригони. Он также отметил, что видит позитивные шаги Белоруссии в этом направлении.
Правда, представители Белоруссии не столь оптимистичны. Депутат парламента и руководитель рабочей группы по изучению проблематики смертной казни как инструмента наказания Андрей Наумович заявил журналистам, что торопиться в этом вопросе не стоит.
Тем не менее эксперты отмечают, что такие заявления, как и отказ Александра Лукашенко поехать в Брюссель, как и развязанный с Украиной «шпионский скандал», сейчас мало беспокоят ЕС. Более того, даже ПАСЕ делает акцент не на проблемной теме прав человека, а куда более перспективной в плане решения проблемы смертной казни. «Шаги вперед делаются в процессе разговора, обмена мнениями, дискуссий, а если каждый сидит у себя дома, молчит, смотрит издалека, никакой шаг вперед сделать невозможно», – сформулировал Андреа Ригони философию нового подхода ЕС к официальному Минску. Ни противодействие диалогу со стороны оппозиции, ни несогласие с такой политикой некоторых стран ЕС (например, Литвы) пока не способны помешать начавшемуся процессу.
Минск