Михаил Саакашвили согласен возглавить новое правительство Украины. Фото РИА Новости
В Украине 21 ноября отмечают День достоинства и свободы. Дата учреждена президентом Петром Порошенко в память о событиях 2013 года. В этом году торжества совпали с идущей с середины октября акцией протеста, лидером которой считается Михаил Саакашвили. Украинцы вяло реагируют как на праздничные инициативы власти, так и на революционные призывы соратников бывшего грузинского президента.
Напомним, 21 ноября 2013 года команда президента Виктора Януковича и премьера Николая Азарова объявила, что не будет подписывать на саммите в декабре соглашение об ассоциации с ЕС. Вечером того же дня первые несколько сотен людей вышли на майдан Независимости в знак протеста против решения власти.
В центре Киева зазвучал гимн ЕС. В длившихся неделю акциях, которые были названы евромайданом, приняли участие в основном студенты. Майдан 2013–2014 годов, кровавая развязка которого привела к смене власти в Украине, начался позже – когда в начале декабря бойцы спецназа жестоко избили собравшуюся в центре города молодежь и случайных прохожих.
В первую же годовщину начала евромайдана обнаружилось, что новая власть и рядовые граждане по-разному воспринимают те события. Осенью 2014 года на майдане Независимости был запланирован концерт, который сорвали люди, пришедшие помянуть тех, кто всего несколько месяцев назад был расстрелян в центре Киева. С тех пор на главной площади не устраивают народных гуляний, традиционный рождественский городок перенесли с майдана на расположенную недалеко Софиевскую площадь. Торжества в День достоинства и свободы организовываются как дань памяти.
И хотя команда Петра Порошенко четко придерживается курса на евроинтеграцию, которой добивались участники майдана, недопонимание между обществом и властью нарастает. Центральная проблема – реформы. Те перемены, которые преподносятся как курс на евроинтеграцию, воспринимаются как затягивание поясов. А любая критика может обернуться обвинениями в предательстве и «раскачивании внутренней ситуации в интересах России».
Социолог, директор фонда «Демократические инициативы» им. И. Кучерива Ирина Бекешкина отметила в чате издания «Главред», что значительная часть граждан опасается дестабилизации: «Нового майдана боятся еще и потому, что он, очевидно, не будет мирным. На руках у людей много оружия. И есть люди, настроенные радикально, хоть они и в явном меньшинстве». В такой ситуации, по мнению эксперта, власть зачастую прикрывает свои ошибки и просчеты ссылкой на действия «пятой колонны» или «руку Москвы».
Но напряжение в обществе накапливается. По данным соцопроса, результаты которого были недавно обнародованы Киевским международным институтом социологии (КМИС), 61% граждан выражают тревогу по поводу развития ситуации в стране. «Большинство населения (68%) называют главным фактором роста напряженности продолжение боевых действий на востоке Украины. Около половины связывают рост напряженности с действием экономических факторов – ростом безработицы (48%) и снижением уровня жизни населения вследствие роста цен, повышения тарифов (46%)», – сказано в отчете по итогам исследования. Еще 48% украинцев назвали отдельной проблемой конфликт между бедными и богатыми. Разрыв в уровне доходов становится фактором нестабильности, поскольку нарастает на фоне таких явлений, как коррупция (ее назвали среди основных причин роста напряженности 44% украинцев); безнаказанность и произвол чиновников (41%); недоверие к власти (34%). Социологи выяснили, что ответственность за сложившуюся ситуацию 74% граждан возлагают на власть, 52% обвиняют политиков, 42% олигархов, только 30% видят причину украинской ситуации в действиях России.
Такими настроениями пытается воспользоваться оппозиция. Каждый год в конце ноября подводятся итоги реформ, именуемых евроинтеграцией, и звучит критика в адрес власти. Обычно политические оппоненты обвиняют Петра Порошенко в том, что его команда не сделала главного – не изменила систему власти в стране. Реформы правоохранительных органов, судов, прокуратуры все еще проводятся, а между новыми антикоррупционными структурами уже возникают скандалы и накапливаются конфликты. Заявленная деолигархизация политики и экономики не закончилась понятным для людей результатом. Выборы в 2014 году вынужденно проводились по законам, утвержденным в период правления Януковича (под интересы бывшей партии власти), но за три следующих года ничего не изменилось.
Все эти проблемы подняла на свои флаги новая партия «Рух новых сил Михаила Саакашвили». Как писала «НГ», в середине октября партия начала акцию с требованием провести в Украине большую политическую реформу. Тогда были озвучены три пункта: отмена депутатской неприкосновенности, утверждение нового законодательства о выборах, создание в Украине антикоррупционного суда. Позже к ним добавилось требование внести в Верховную раду законопроект о процедуре импичмента президента.
У здания Верховной рады уже месяц функционирует палаточный городок участников этой акции. Каждое воскресенье рядом (на площади Конституции) проводится митинг, в котором обычно принимают участие около тысячи активных граждан. Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник отметил, что акция у парламента собирает не сторонников Саакашвили, а в первую очередь противников нынешней власти. Он отметил, что, по соцопросам, около 80% граждан считают, что страна движется в неправильном направлении.
Но большинство украинцев сетуют на экономическую ситуацию и не видят прямой связи между своим уровнем жизни и той политической реформой, о необходимости которой говорят соратники Саакашвили. Социолог Ирина Бекешкина отметила: «Палатки стоят у Рады уже несколько недель, но не только массовой, а хотя бы более-менее заметной поддержки этой акции со стороны населения нет… Люди разуверились в политиках. Поэтому сейчас сложно представить хоть какие-то массовые акции, инициированные политиками». Политолог Владимир Фесенко считает, что украинцы вообще «устали от революций». А кроме того, не воспринимают в качестве национального лидера Саакашвили, который «окружил себя людьми с очень сомнительной репутацией».
К настоящему времени участникам акции удалось добиться от Верховной рады голосования по двум из трех пунктов первого списка требований. В Конституционный суд уже направлен проект поправок в Конституцию об отмене депутатской неприкосновенности. Кроме того, в первом чтении принят новый избирательный кодекс, предусматривающий проведение выборов по открытым партийным спискам (избиратели получат возможность влиять на порядковый номер кандидатов). Но окончательные решения могут быть приняты не скоро. Также могут затянуться рассмотрения законопроектов об антикоррупционном суде и о процедуре импичмента президента. Саакашвили на митингах заявляет, что власть пытается максимально затянуть проведение большой политической реформы, чтобы люди выпустили пар и забыли о своих требованиях.
Соратники Саакашвили уже несколько раз назначали конечную дату, после которой грозились инициировать «марш миллионов». Бывший грузинский президент неоднократно заявлял, что попытка проигнорировать, заболтать политическую реформу приведет к «законной, мирной, но реальной смене власти в Украине на всех уровнях». Сейчас участники акции дали Верховной раде время до 3 декабря. Примечательно, что Саакашвили, который не имеет права баллотироваться на президентских и парламентских выборах в Украине и ранее заявлял об отсутствии каких-либо карьерных амбиций, в прошлое воскресенье впервые сказал, что готов возглавить правительство. В Украине кабинет министров формируется правящей коалицией в Верховной раде и согласовывается с президентом. То есть реализация озвученной Михаилом Саакашвили идеи даже теоретически возможна только после смены власти в Украине.
Поэтому его заявление привлекло внимание. Но очередные выборы президента и Верховной рады должны состояться только в 2019 году. А сам Саакашвили торопит события. Ситуация может обостриться за время торжественных мероприятий по случаю начала майдана. Кроме всех прочих раздражителей на общественные настроения влияет тот факт, что точка в расследовании событий четырехлетней давности до сих пор не поставлена.
Киев