Эндрю Качинс считает, что переговоры в Астане будут подспорьем диалогу в Женеве. Фото с сайта www.russiancouncil.ru
В ноябре в столице Казахстана прошел седьмой раунд, стартовавших в начале года переговоров по межсирийскому урегулированию. Россия, Турция и Иран, которые выступают гарантами безопасности в Сирии, подтвердили приверженность сохранению в этой стране зон деэскалации. Участники переговоров также отметили, что важно сохранить Астанинский формат диалога до тех пор, пока ситуация в Сирии окончательно не стабилизируется. Сирийский кризис и перспективы его урегулирования были в эти дни в центре внимание еще на одной – экспертной – дискуссионной площадке Астанинского клуба. Теоретики и практики из 28 стран мира в результате двухдневных дискуссий также пришли к выводу, что стабилизация в Сирии возможна через политическое урегулирование. О том, почему так долго сирийская оппозиция и власть отказывались садиться за стол переговоров, какую роль в этом сыграла Астана, и как будет восстанавливаться в Сирии мирная жизнь после завершения острой фазы конфликта, Наталья Усова поговорила со старшим научным сотрудником Georgetown University в США Эндрю Качинсом.
– Эксперты Астанинского клуба в этом году обсуждали, в том числе, и ситуацию в Сирии. В чем практическая значимость таких дискуссий, и какие мнения по поводу урегулирования этого конфликта?
– В отличие от переговоров по межсирийскому урегулированию в казахстанской столице, в экспертной дискуссии Астанинского клуба участвовали гораздо больше стран. Причем в ней были представлены страны, которые не выступают гарантами безопасности в Сирии. Однако мнение экспертов из этих стран-соседей не менее значимо для выхода их сирийского кризиса. Важно и то, что среди участников Астанинского клуба были эксперты из стран, которые едва находят друг с другом общий язык в большой политике. Услышать мнения столь разнообразных участников, выражающих зачастую противоположное видение проблемы, весьма важно, особенно для постконфликтного восстановления Сирии.
Хочу отметить, что неформальный характер экспертной дискуссии, проходившей в закрытом для журналистов режиме, позволил без лишних дипломатических реверансов напрямую поговорить о Сирии. Все эксперты признали: откровенность в дискуссиях появилась за счет того, что они проходили на нейтральной территории Казахстана, который не нацелен на противопоставлении своей позиции какой-то стороне. То есть мновекторность внешней политики Астаны дала свой результат – стороны без купюр высказали все свои опасения и предложения по урегулированию в Сирии.
В одном из заседаний Астанинского клуба участвовал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Он выразил, пожалуй, главную мысль всех обсуждений – компромисс в урегулировании любого конфликта достижим тогда, когда стороны доверяют друг другу и готовы говорить друг с другом. С этим согласились все участники встречи.
– Когда в январе 2017 года в Астане начались переговоры по Сирии, звучала критика, что они помешают Женевскому формату. В ноябре в столице Казахстана прошел уже седьмой раунд межсирийских переговоров и, похоже, его участники не намерены от него отказываться. Почему?
- Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить ситуацию в Сирии в начале года. Тогда боевики террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России) контролировали значительную часть сирийской территории. Оппозиция отказывалась вести переговоры с президентом Башаром Асадом, вовлеченные в урегулирование ситуации в этой стране США и России едва находили общий язык, чтобы избежать столкновений в воздухе. Все это тормозило переговоры в Женеве и провоцировало новую нестабильность.
Нескрываемый вначале некоторыми странами скепсис по поводу переговоров в Астане был связан с опасениями увести межсирийское урегулирование в другое русло. Однако большим достижением Казахстана стало то, что он впервые смог усадить за стол переговоров оппозиционные группировки, которые до этого и слышать не хотели о переговорах с властями. Неоспоримый вклад Астанинского формата в том, что он во многом помог оставить позади горячую фазу войны в Сирии. При этом каждый новый раунд переговоров показывал, что Астана – это не подмена, а дополнение и помощь Женеве.
Участники встречи в Астане подтвердили приоритет политического урегулирования конфликта. Фото предоставлено пресс-службой Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента Республики Казахстан |
– США в самом начале с осторожностью отнеслись к Астанинскому формату по Сирии. Изменилось ли сегодня отношение страны?
– Осторожное отношение Соединенных штатов к запуску Астанинского процесса объясняется тем, что до этого ни одному посреднику не удавалось убедить стороны сирийского конфликта сесть за один стол переговоров. Однако нейтральный подход Казахстана к сторонам противостояния в Сирии, готовность оперативно предоставить им свою площадку для диалога позволили сдвинуть урегулирование с мертвой точки. Вашингтон не мог этого не признать. В результате в качестве наблюдателя со стороны США на переговорах присутствовал посол США в Казахстане Джордж Крол. Следует также признать, что во многом благодаря посредничеству Астаны Вашингтон и Москва стали эффективнее согласовывать и предотвращать опасные инциденты между своими военными в Сирии.
– В чем вы видите наиболее существенные результаты межсирийских переговоров в Астане?
– Самое главное достижение Астанинских переговоров по Сирии состоит в том, что участники конфликта подтвердили приоритет политического урегулирования конфликта. Если говорить о конкретных мерах, то, конечно, следует отметить создание в феврале мониторинговой группы по перемирию в Сирии. Вошедшие в эту группу Россия, Иран, Турция согласовали с противостоящими в Сирии сторонами работу на регулярной основе. Это позволило поддержать режима прекращения боевых действий в стране.
Во время четвертого раунда Астанинских переговоров Москва, Тегеран, Анкара в присутствии представителя США подписали меморандум о создании в Сирии четырех зон безопасности, которые стали ключевым пунктом в стабилизации ситуации. Участники переговоров договорились, что в границах этих зон военным запрещено использовать любые виды вооружений, включая авиацию. Кроме того, подписанный документ позволил обеспечить быстрый, безопасный, а главное беспрепятственный доступ гуманитарной помощи в зоны деэскалации. Вдоль линий зон безопасности были установлены контрольно-пропускные и наблюдательные пункты. Это снизило вероятность проникновения на территорию зон радикальных исламистов ИГ. Все эти практические результаты дали импульс к возобновлению Женевских переговоров по Сирии под эгидой ООН.
– Вовлеченные в сирийский конфликт стороны анонсируют его близящееся завершение. Исчезнет ли необходимость в переговорных площадках по Сирии после завершения военной компании против ИГ в этой стране?
– Думаю, после завершения военной операции в Сирии необходимость в переговорных площадках, наоборот возрастет. Ведь серьезной проблемой остается восстановление мирной жизни, возращение в Сирию беженцев и начало мирной жизни. Неясно также будущее сирийской оппозиции и правительства Башара Асада. Какое правительство будет сформировано после завершения конфликта, как пройдут выборы, кто будет помогать поддерживать безопасность в стране? Все эти вопросы острее проявятся, когда проблема борьбы с ИГ в этой стране уйдет на задний план. Без переговорных площадок для обсуждения и поиска компромиссов по этим вопросам не обойтись. И зарекомендовавший себя Астанинский формат диалога может стать в этом хорошим подспорьем.