Визит Уэсли Митчелла в Киев не был секретным, но и особо не афишировался. Фото со страницы посольства США в Украине в Flickr |
В Киеве с трехдневным визитом находится помощник Госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэсли Митчелл. Он прибыл накануне рассмотрения в Верховной раде во втором чтении законопроекта о стратегии действий Украины в Донбассе. Документ, по словам его авторов, должен стать основой для решения ООН о вводе в зону конфликта миротворческой миссии. Но главные игроки – США и РФ – так и не смогли договориться о формате и мандате такой миссии.
Как сообщалось, третья встреча помощника президента РФ Владислава Суркова и спецпредставителя Госдепартамента США Курта Волкера, состоявшаяся в понедельник в Белграде, не стала прорывом в урегулировании ситуации в Донбассе.
По словам Суркова, американская сторона подготовила список из 29 предложений к зарегистрированному российскому проекту резолюции Совбеза ООН о миротворческой миссии. «Три из них наша делегация сочла приемлемыми. Немного, конечно. Но все-таки три – не ноль. Лучше, чем ноль», – сказал журналистам представитель РФ. Американская сторона по итогам встречи ограничилась замечанием, что у США и РФ разные концепции «дорожной карты» урегулирования.
Глава МИД Украины Павел Климкин отметил, что американский подход соответствует видению Киева. Он сообщил, что на этой неделе почти ежедневно общался с Куртом Волкером: «Мы видим, что Россия не хочет «творить мир», а хочет сохранить свою колонию в Донбассе, оставить все как есть и даже сделать хуже. Это не пройдет. Работаем дальше».
Напомним, ранее Волкер сказал «Голосу Америки», в чем суть американских предложений: «У России два варианта действий в Донбассе. Если они хотят создать замороженный конфликт, как в Абхазии, Южной Осетии или Приднестровье, то это будет им дорого стоить. Однако, если они захотят, они сделают, несмотря на большие расходы… Альтернатива – это когда Россия выведет свои силы и будет способствовать размещению миротворцев ООН, принесет мир и позволит продвигаться в реализации минского процесса. Это второй сценарий».
В то же время он сообщил украинским СМИ, что именно Вашингтон убедил Киев не подавать свой, альтернативный уже зарегистрированному российскому, проект резолюции Совбеза ООН о миротворческой миссии. Волкер пояснил, что эффективнее было бы согласовать подходы таким образом, чтобы украинские позиции были учтены в российском варианте резолюции. Именно этот вопрос предполагалось решить в ходе встречи в Белграде.
Но продвинуться в поиске компромиссного варианта не удалось. Украинский военный эксперт Олег Жданов написал в колонке для издания «Апостроф»: «Насколько я понимаю, США решили разыграть классический гамбит: они поймали РФ на том, что те согласились на миротворческий контингент в Донбассе. Чтобы исключить для России вариант маневра, американцы попросили Украину не подавать свою версию резолюции по миротворцам… Дьявол в деталях: если есть миротворческая миссия, никаких других вооруженных формирований быть не может. Ни «народных милиций», ни «ополченцев» (они разоружаются в первую очередь), ни иностранных армий, даже наши (украинские. – «НГ») Вооруженные силы там не будут присутствовать. Состав миссии определяет сторона конфликта, то есть Украина. Россия отрицает свою причастность к этому конфликту. Получается, для РФ это абсолютно неприемлемые условия. Но Россия, согласившись с введением миротворцев в Донбасс и внеся в Совбез ООН собственный проект резолюции, загнала сама себя в угол. Ей теперь надо либо соглашаться, либо она в глазах всего мира будет выглядеть не совсем корректно в плане того, что она сама отказывается от собственных мирных инициатив».
Как известно, российская сторона предлагает наделить миротворцев ООН функциями по охране гражданских сотрудников работающей в Донбассе Специальной миротворческой миссии ОБСЕ. И разрешить их передвижение в зоне конфликта согласно маршрутам наблюдателей ОБСЕ. В Украине функции миротворцев видят иначе. Зампредседателя Верховной рады, член украинской делегации на переговорах в Минске Ирина Геращенко написала в соцсети: «Гибридные предложения РФ о «миссии по охране миссии на линии соприкосновения» абсолютно неприемлемы. Миротворцы должны присутствовать на всей временно оккупированной территории, включая неконтролируемый участок российско-украинской границы».
Министр обороны Украины Степан Полторак, который на этой неделе в Канаде принимает участие в Международной конференции ООН по вопросам миротворчества, подтвердил эту позицию: «Миротворческая миссия ООН должна быть развернута на всей временно оккупированной территории. Принципиальным требованием является обеспечение международного контроля над частью российско-украинской государственной границы в зоне конфликта и вывод с территории Украины всех незаконных вооруженных формирований и подразделений РФ, а также установление миссией контроля за состоянием хранения тяжелого вооружения». Он отметил еще одно требование Киева: «Мы исключаем возможность участия России в будущей миротворческой миссии».
В ДНР и ЛНР категорически возражают против украинских предложений. Российская сторона ранее обратила внимание, что Киеву нужно договариваться о формате миротворческой миссии именно с республиками, как второй стороной конфликта. Но в Киеве отказываются от переговоров, поскольку видят своим противником в Донбассе Россию. Такой позиции, судя по заявлениям Волкера, придерживаются и украинские партнеры в США.
Отсюда – противоречия во взглядах по «дорожной карте» урегулирования. Российские предложения предполагают не только учет мнения ДНР и ЛНР, но и реализацию шагов, которые позволят республикам получить особый статус. Владислав Сурков по итогам встречи с Куртом Волкером сообщил, что «необходимо ускорить выполнение политических обязательств Киева (по Минским соглашениям. – «НГ») при одновременном укреплении безопасности в зоне конфликта». Украинская сторона настаивает на том, что политические пункты могут быть реализованы только после выполнения всех пунктов, связанных с обеспечением безопасности. В российском варианте миротворцы ООН выполняли бы роль гаранта безопасности для ДНР и ЛНР, в украинском – стали бы силой, помогающей Украине вернуть полный контроль над регионом.
Пока никакого компромиссного варианта решений нет. Руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко сказал украинским СМИ: «Россия не будет идти на уступки. И Украина не пойдет... Но я бы отметил два важных момента (по итогам третьей встречи Суркова и Волкера. – «НГ»). Во-первых, Америка ужесточила свои требования по украинскому конфликту. Во-вторых, показала, что не собирается решать свои вопросы за наш счет».
На этом фоне Верховная рада должна будет рассмотреть законопроект «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях». В нем утверждается, что ситуация на востоке Украины – это «следствие российской агрессии», Россия названа «государством-агрессором», а территория ДНР и ЛНР – «временно оккупированной». Депутаты, которые поддерживают законопроект, считают, что он позволит изменить ситуацию в Совбезе ООН (лишить Россию права вето на украинские предложения). Ведь украинский вариант резолюции Совбеза ООН, как на днях заявил министр Павел Климкин, уже готов и согласован с западными партнерами Украины.
Проблема в том, что упомянутый украинский законопроект вызывает много споров в Киеве. В первом чтении он был утвержден в начале октября. Сейчас депутатам предстоит внести в документ поправки и принять его в окончательном варианте. Работа над законопроектом началась со скандалов и противостояния в Верховной раде. За голосованием на этой неделе будет следить приехавший в Киев Уэсли Митчелл. После Украины он отправится в Польшу, Германию, Бельгию, Францию, Великобританию.
Киев