Представители радикальных групп начали блокировать предприятия Петра Порошенко. Фото со страницы «Движения освобождения» в Facebook
Участники акции протеста, инициированной в Киеве Михаилом Саакашвили, назвали последний срок выполнения их требований – 7 ноября. В этот день Верховная рада соберется на очередное заседание после двухнедельной работы депутатов в округах и в парламентских комитетах. Саакашвили сомневается, что власть прислушается. Радикальное крыло акции объявило о намерении принудить президента Порошенко провести большую политическую реформу.
Инструментом принуждения радикалы избрали давление на бизнес. Украинские СМИ обратили внимание на появившиеся в соцсетях призывы «Движения освобождения» блокировать работу президентских предприятий и не покупать их продукцию. Сообщалось о попытке перекрыть пути к предприятиям группы «Рошен» – логистическому центру в Киевской области, заводу в Виннице.
Кто руководит «Движением освобождения», сколько членов насчитывает эта организация, неизвестно. Вероятно, речь идет об участниках обособившегося так называемого военного палаточного городка в центре Киева. В него на прошлой неделе переселились наиболее радикально настроенные участники акции, многие из которых называют себя бывшими участниками АТО.
Инициативу с блокадой поддержали те депутаты Верховной рады, которые постоянно находятся в палаточном городке. Егор Соболев пояснил на своей странице в соцсети: «В ответ на блокирование президентом важных для страны антикоррупционных решений ветераны войны за независимость начали блокировать его заработки… Без оружия, без разрушений, спокойно и организованно. Завтра пойдем по магазинам сладостей убеждать людей не давать ни одной гривны бизнесмену, который пренебрегает президентскими обязанностями. Если Петр Порошенко не руководствуется ни законами, ни голосом разума, пусть хотя бы желание не терять прибыли приведет его в чувство».
Депутат Семен Семенченко пояснил «Украинской правде», что активисты намерены стоять у входов в фирменные магазины сети «Рошен», убеждая людей ничего там не покупать: «Идея такова, что Порошенко как президент должен выбрать: или он обогащается во время войны, которая длится с РФ, или занимается страной. Совместительство у него не получается». Он отметил, что бойкот распространится на другие виды бизнеса: «Не давать ни гривны ни одной из его 104 компаний, которые он указал в своей декларации».
От главы государства требуют провести большую политическую реформу. Как ранее писала «НГ», 17 октября, когда начиналась акция, в списке требований было три пункта: отменить депутатскую неприкосновенность, принять новый закон о выборах в Верховную раду (по открытым партийным спискам, в которых порядковый номер кандидатов смогут по специальной процедуре определять избиратели), утвердить закон о создании в Украине Антикоррупционного суда. Примечательно, что президент активно поддержал эти требования, а Верховная рада приступила к рассмотрению законопроектов. Но, как выяснилось, процесс их утверждения может затянуться, а сроки реализации откладываются примерно до 2020 года.
Параллельно участники акции протеста стали выдвигать новые требования. Например, вспомнили, что одновременно с решением об отмене депутатского иммунитета следует принять законы, регламентирующие права и обязанности главы государства (а также статус и полномочия администрации президента) и утверждающие процедуру импичмента президента. Список пополнялся самыми разными пунктами – вплоть до требования о роспуске Нацгвардии. Депутат Мустафа Найем, активно участвовавший в подготовке акции 17 октября, через 10 дней после ее начала признал в телевизионном интервью, что уже сам запутался в требованиях.
Большинство политиков и общественных активистов, поначалу поддержавших акцию, дистанцировались от нее. Президент Порошенко и члены его команды стали уничижительно отзываться об оставшихся. Представители силовых структур пообещали не атаковать палаточный городок. В течение второй недели акции в нем постоянно находилось около пары сотен человек. Михаил Саакашвили провел с ними несколько ночей.
В воскресенье он созвал митинг у здания Верховной рады. На призыв откликнулись, по примерным оценкам, до тысячи человек. Выступая со сцены, опальный политик признал, что участники акции «не могут здесь стоять вечно». Он заявил, что 7 ноября – последний шанс власти выполнить требования протестующих: «Иначе мы найдем другие формы, кроме мирного проживания у них под окнами». Он намекнул на новый майдан: «Найдем другое место, где нас будет в 100 раз больше».
Если требуемые законы будут приняты в кратчайшие сроки, то, по словам Саакашвили, люди немедленно разойдутся по домам, а нынешними представителями власти займутся антикоррупционные органы. Признав такой сценарий крайне маловероятным (в лучшем случае, по словам Саакашвили, власть попытается формально подойти к выполнению требований, но при этом не допустить смены старой системы), он призвал готовиться к смене власти. Политик пояснил, что народ, по Конституции, источник власти. Значит, народ вправе ее поменять: «Это норма демократии, а не переворот».
Сам Саакашвили в очередной раз заверил, что не претендует ни на одну должность в Украине, а собирается участвовать в «полной перезагрузке государства» в интересах людей. Он впервые рассказал о плане перезагрузки. Речь идет о принципиально новой системе выборов. И президент, и депутаты должны избираться только на один срок. Процесс отбора претендентов на должность главы государства Саакашвили и его товарищи видят так: «Выбираем, скажем, пять человек (из числа желающих баллотироваться. – «НГ») – и пусть авторитетные специалисты скажут, есть ли у этих людей коммерческие интересы».
Позже он пояснил, что «там, где есть бизнес-интересы, нет справедливости», поэтому первый отбор кандидатов должен проводиться по такому критерию. Затем кандидаты в дебатах отстаивают свои позиции, предлагают программы, заявляют о планах первоочередных действий: «Через три месяца независимые (возможно, в том числе зарубежные) социологические службы должны дать ответ, кого из кандидатов поддерживают люди. После этого они идут на выборы». При этом полномочия президента в Украине следует урезать: «Не как сейчас, когда у него и его друзей все в руках». И до момента выборов нужно утвердить процедуру импичмента президента, убежден Саакашвили.
Выборы депутатов он предлагает проводить тоже по-новому. Сократить количество мест в Верховной раде с 450 до 300, запретить баллотироваться всем, кто в последние 25 лет занимал государственные должности или был избран в парламент: «Их возможности – это итоги их работы за 20–25 лет… Украина стала самой бедной страной Европы. Это – приговор нынешнему политическому классу». В программе, которую цитировал Саакашвили, расписаны даже первые решения новой Верховной рады. В частности, деолигархизация: «Нужно ликвидировать олигархов как класс – отобрать у них монополии, СМИ».
Саакашвили зачитывал отрывки программы, поэтому у слушателей не сложилось целостного представления о той новой системе власти, которую предлагает создать в Украине бывший президент Грузии. Однако собравшиеся на площади активно поддерживали его предложения. Гул поддержки сопровождал заявление: «В Украине было два восстания (майдана), но ни одно из них не привело к революции… Народ восстал, а кто-то воспользовался результатами…» Революция, по мнению соратников Саакашвили, нужна, чтобы сменить правящий класс и систему власти в Украине.
Сейчас в центре Киева не так много правоохранителей и нацгвардейцев. Эксперты полагают, что власть перестала опасаться акции Саакашвили, считается, что сама акция провалилась, раз не переросла в майдан.
Киев