На месте теракта продолжают работать криминалисты. Фото Reuters
В воскресенье Михаил Саакашвили планирует провести очередной митинг у здания Верховной рады. Он призвал украинцев защитить его от действий власти, рассматривающих вариант депортации. Но ситуация с Саакашвили отошла на второй план после случившегося в среду вечером теракта возле киевского офиса телеканала «Эспрессо».
Припаркованный у офиса «Эспрессо» мотоцикл взорвался именно тогда, когда из здания после эфира выходили депутат от Радикальной партии Игорь Мосийчук и руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. От полученных ранений скончались охранник депутата Руслан Кушнир и случайный прохожий Михаил Мормель. Мосийчук, Бала и женщина, имя которой не называют – местная жительница, случайно оказавшаяся в месте взрыва, – были госпитализированы с тяжелыми травмами.
Считается, что покушение готовилось на Мосийчука, который ранее фигурировал в ряде скандалов. Он заявил: «Я считаю, что заказчики сидят в Москве. Исполнители – киевские. Не исключено, что агентура находится в патриотической среде». «Российскую версию» традиционно поддержали правоохранители. Советник главы МВД Иван Варченко в комментарии каналу «112 Украина» сказал: «Вариантов может быть много. Заказчик один – РФ. Есть конкретные доказательства, которые могут подтверждать то, что заинтересованы (в убийстве Мосийчука. – «НГ»)… В частности, заявления Рамзана Кадырова от 2014 года, в которых он прямо говорил о своих намерениях убить Мосийчука и некоторых его коллег. Следствие рассматривает и должно рассматривать другие версии, но я думаю, что доказательная база сейчас достаточна для того, чтобы одной из приоритетных считать именно версию российского заказчика».
Лидер Радикальной партии Олег Ляшко сказал журналистам, что покушение готовилось именно на Мосийчука, но причины могут быть разными: «Я не исключаю, что это работа российских спецслужб, но в то же время не исключаю версии, что это могло быть организовано нашими политическими оппонентами». У Радикальной партии в Украине много оппонентов, поскольку ее позиция много раз менялась в зависимости от ситуативных договоренностей о политическом союзничестве.
Политолог Николай Спиридонов усомнился, что «это было покушение, подготовленное спецслужбами, потому что тогда вряд ли бы кто-то выжил». Он отметил, что украинцы не особо переживают из-за ранения депутата: «Антирейтинг Мосийчука лично и Верховной рады в целом уже давно зашкаливает». Но граждан беспокоит ситуация с безопасностью: «Резонансные убийства не раскрыты… Преступники имеют все основания чувствовать безнаказанность».
Многие эксперты сейчас сравнивают ситуацию с 1990 годами. Напомним самые резонансные убийства последних лет: в апреле 2015 года в Киеве застрелили публициста Олеся Бузину, в июле 2016 года был взорван автомобиль, в котором находился журналист Павел Шеремет, в марте с.г. в Киеве убили экс-депутата Госдумы Дениса Вороненкова, а в Мариуполе – полковника СБУ Александра Хараберюша, в июне 2017 года был взорван автомобиль начальника управления спецрезерва военной разведки Минобороны полковника Максима Шаповала. Кроме того, в этом году были громкие покушения на чеченцев с украинским гражданством Адама Осмаева и Амину Окуеву (выжили), на чеченца с грузинским гражданством Темура Махаури (погиб). После каждого теракта происходил всплеск информации о «российском следе».
Неделю назад партия «Оппозиционный блок» потребовала, чтобы руководство правоохранительных и силовых структур отчиталось в Верховной раде о расследовании громких преступлений. Лидер этой части оппозиции Юрий Бойко заявил в интервью телеканалу «Интер» (атаки на который тоже до сих пор не расследованы), что финансирование силовиков из госбюджета ежегодно увеличивается, но «они не справляются с сегодняшним уровнем преступности». Бойко подчеркнул: «Мы требуем отчета правоохранительных органов о расследовании резонансных преступлений, которые произошли в стране, породив обстановку хаоса и неуверенности среди людей. Руководители силовых органов должны отчитаться, как они расследуют убийства журналистов, взрывы на военных складах, расстрел пяти полицейских в Княжичах, взрыв гранаты возле Верховной рады, когда погибли четыре нацгвардейца. Этот список, к сожалению, можно продолжать. Поэтому у нас большие претензии к правоохранительным органам».
На этой неделе был обнародован официальный отчет МВД, согласно которому за первые девять месяцев с.г. было раскрыто 88% умышленных убийств и 90% нанесения тяжких телесных повреждений – из числа зарегистрированных: «Количество тяжких преступлений уменьшилось (на 35% число изнасилований и на 18% число убийств)». Многие эксперты сомневаются в том, что статистика отражает реальную картину.
Все эти события влияют на общую атмосферу и формируют негативные настроения рядовых граждан. Михаил Саакашвили пытается вывести людей на улицы, убеждая всех, что причина хаоса в действиях украинской власти, не забывая назвать незаконным решение президента Петра Порошенко о лишении его украинского гражданства. На этой неделе Саакашвили получил официальный отказ Миграционной службы на просьбу предоставить политическое убежище. Опальный политик, получив документы, может подать в суд иск о незаконности лишения гражданства. Но власть вправе депортировать Саакашвили в Грузию. Пока вопрос не решен, Саакашвили скрывается в палаточном городке у здания Верховной рады. Там сейчас находятся около сотни человек.
Эксперты отмечают, что население учитывает фактор войны на востоке, опасается разгула радикалов, но это не значит, что оно согласно с действиями власти. По соцопросам, до 80% населения считают, что страна развивается в неправильном направлении, более половины населения оценивают ситуацию как критическую. При этом, как отметила социолог Ирина Бекешкина, в стране нет политических сил, которым бы доверяло подавляющее большинство населения, поэтому никто не способен организовать по-настоящему массовые акции. Но не исключено какое-либо событие (как это было в 2013 году), которое всколыхнет общество.
Политолог Виталий Бала, за жизнь которого борются врачи, в свое время сказал «НГ»: «Большинство проблем, которые вывели людей на улицы во время майдана, не решены до сих пор. Плюс – появились новые проблемы... Власть обещания не выполнила, людей не слышит, списывает свои ошибки на войну». Он отметил, что накануне событий 2013 года в украинском обществе царила агрессивная апатия, осенью 2016 года наступил период агрессивного разочарования. Сейчас, спустя год, настроение снова похоже на агрессивную апатию. Бала тогда напомнил, что протестное движение в 2013 году зародилось потому, что накопившиеся проблемы невозможно было решить из-за отсутствия какого-либо диалога между властью и народом, и хватило только искры – жестокого разгона студенческой акции силами спецназа – для взрыва.
Киев