Фото со страницы правительства РФ в "ВКонтакте"
Состоявшееся в Ереване заседание Межправительственного совета Евразийского экономического союза (МС ЕАЭС) определило направления развития организации. Но, несмотря на оптимистические в целом настроения, на заседании и в ходе дискуссий высветились проблемы, стоящие как перед альянсом в целом, так и между отдельными его участниками.
Много товаров и тотальный рост
«Люди видят вокруг себя все больше товаров, выпущенных в ЕАЭС», – сказал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании МС ЕАЭС. Выступление главы российского правительства оказалось оптимистичным, пронизанным заботой о простом народе, живущем в пределах Евразийского союза. Ради роста благосостояния людей в рамках альянса создается пространство свободного перемещения услуг, товаров, капитала и рабочей силы. Интеграция требует диалога и компромиссов, умения и желания слушать друг друга.
Оптимизм премьер РФ подкрепил статистическими данными. В первом полугодии 2017 года совокупный ВВП ЕАЭС вырос на 1,8%. Внутри союза товарооборот увеличился почти на 28%. «Люди видят, что пополняется ассортимент продукции, выпущенной в ЕАЭС, расширяется. Нужно двигаться дальше, чем мы и занимаемся. Нужно эффективно и последовательно устранять изъятия в торговле», – резюмировал Медведев. В целом, по его словам, общий рынок постепенно раскрывает свои возможности.
Этому поможет и Евразийский таможенный кодекс, который вступит в силу с 1 января 2018 года. «В документе учтен интеграционный опыт целого ряда других образований, включая Евросоюз. Исчерпывающе изложены правила перевозки товаров через границу, снимается ряд противоречий», – добавил Медведев, уточнив, что страны альянса будут последовательно устранять ограничения в торговле и свободном перемещении товаров, и для этого готовится план на последующие два года: «Мы должны создать единый рынок, чтобы не было перекосов и серых схем».
Коллеги по ЕАЭС согласились с Медведевым, представив свои доклады, по сути, ничем не отличавшиеся от российского: всюду рост экономик, тотальное увеличение объемов торговли, уверенность в полезности ЕАЭС.
На брифинге председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тигран Саркисян сообщил, как будет решаться болезненный вопрос с водительскими правами. На территории России удостоверения, полученные в других странах ЕАЭС, не находятся на абсолютно легитимном уровне – то есть при использовании собственного автомобиля в личных целях они действительны, но для работы в скором будущем надо будет сдавать экзамены и получать водительские права РФ. По словам Саркисяна, страны ЕАЭС разработают соглашение о единых канонах выдачи водительских прав.
Потом стало менее комфортно.
Нефть, сахар и высокие технологии
Минск никогда не скрывал ожиданий и мотивов вступления в ЕАЭС. Белоруссии нужны дешевые углеводороды – и в большом количестве, чтобы максимально загрузить свои нефтеперерабатывающие предприятия и с выгодой использовать полученную продукцию как на внутреннем рынке, так и экспортировать ее. Премьер Белоруссии Андрей Кобяков заметил, что вопрос поставки углеводородов требует решения в плане увеличения объемов и стабильности поставок. Минску хочется, чтобы вопрос решался с учетом союзнических отношений, взаимных интересов и т.п.
Премьер России Дмитрий Медведев в ответ призвал всех партнеров не зацикливаться на нефти и газе. Жизнь идет вперед, и помимо углеводородов есть много чего другого интересного, что стоило бы развивать совместными усилиями, делиться опытом и наработками. Российский премьер, оказывается, подразумевал IT-технологии, инновации и т.п. За этим будущее, заявил Медведев.
Могло показаться, что во избежание подобных «атак» у российской делегации был припасен контрвыпад. И он был пущен в ход. Россия привыкла к тому, что союзники вечно в ее действиях чем-то недовольны, просят каких-то уступок и требуют понимания.
Медведев высказал острое недовольство действиями Казахстана и Белоруссии: необходимо рассмотреть способы регулирования рынка сахара в ЕАЭС, ибо Астана и Минск завозят дешевый сырец, а затем «заваливают российский рынок дешевым сахаром, сладостями и напитками», вследствие чего оптовые цены на белую смерть в России упали почти на 40%.
Жесткое высказывание российское премьера стоит воспринимать не только в контексте сахара, а скорее всего как призыв перестать смотреть на Россию как на дойную корову, роль которой ей уготовили некоторые партнеры по ЕАЭС. Россия этой функцией обременять себя не намерена.
Но, видимо, в отдельных случаях придется. В частности, с Арменией. По политическим соображениям, диктуемым «стратегическим союзничеством».
Союзничество без границ
Министр транспорта РФ Максим Соколов на заседании МС ЕАЭС сообщил о планах углубить интеграцию в грузоперевозках между Россией и Арменией. Речь не только о транспортной связи между государствами, не имеющими общей границы, но и о каботажных перевозках – работе армянских транспортных средств между российскими пунктами, и наоборот. По словам министра, Армения и Россия могут открыть друг другу каботаж еще до 2025 года.
Что же касается межгосударственных перевозок, то власти, как сказал Соколов, работают для открытия автомобильного и железнодорожного сообщений через Абхазию и Южную Осетию. Идет диалог с правительствами этих частично признанных государств, а с Грузией – переговоры в формате «Карасин–Абашидзе». Пункты пропуска готовы, существует соглашение с швейцарской компанией, которая будет заниматься таможенными вопросами на абхазской и югоосетинской границах с Грузией, сообщил Соколов. Проблема, по его словам, с Тбилиси, в переговорах с которым добиться прогресса не удается.
Вопрос сквозного транспортного сообщения через Абхазию и Южную Осетию крайне сложный. Грузинская сторона считает, что, соглашаясь на открытие движения, она делает шаг к легитимации суверенитетов вышедших из-под контроля автономий. Не очень понятна ситуация и со швейцарской компанией, которая готова взяться за таможенное регулирование. При закрытом характере переговоров в формате «Карасин–Абашидзе» приходится довольствоваться тем, что стороны предоставляют в «открытое пользование». Картина противоречивая – Тбилиси и Москва обвиняют друг друга в неготовности сотрудничать со швейцарскими посредниками.
Таким образом, заявление об углублении интеграции в сфере грузоперевозок между Россией и Арменией скорее теоретического плана. Во всяком случае, та его часть, которая касается «межгосударственного формата». Тем более что в Тбилиси уже прозвучали заявления о бессмысленности подобных проектов без учета позиции Грузии. А она, очевидно, изменится не скоро. Так, благие помыслы внутри ЕАЭС вошли в противоречие с интересами внешнего игрока.
Казахстан и Киргизия – все еще партнеры?
Киргизский премьер-министр Сапар Исаков решился вынести пограничный скандал с Казахстаном на «партнерский суд». Не исключено, что этому решению способствовала общая атмосфера. За несколько дней до заседания в Ереване президент Армении Серж Саргсян в интервью одному из киргизских телеканалов тепло отозвался об уходящем с поста главы Киргизии Алмазбеке Атамбаеве. Армянский лидер в конфликте Атамбаева с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым увидел защиту президентом Киргизии национальных интересов своей страны. Некоторые эксперты вспомнили о непростых отношениях самого Саргсяна с Назарбаевым – ярым сторонником восстановления юрисдикции Азербайджана в Нагорном Карабахе, и расклад назвали ситуативным союзом Бишкека и Еревана.
Напомним, что Атамбаев обрушился на Назарбаева с обвинениями во вмешательстве во внутренние дела Киргизии за то, что тот встретился с оппозиционным кандидатом в президенты Киргизии в избирательный период. Астана ответила не менее остро. А потом «по совпадению» Казахстан ужесточил контроль за товарами, поступающими из Киргизии. В результате на границе образовались гигантские очереди.
Исаков сообщил о жестком контроле на казахстанской границе коллегам по ЕАЭС и выразил надежду на справедливое разрешение конфликта. Трудно сказать, стоило ли ему это делать. Ответная речь премьера Казахстана Бакытжана Сагинтаева оказалась острообвинительной: Бишкек не обеспечивает должной таможенной дисциплины импорта товаров из Китая. По его словам, Киргизия по заниженным тарифам производит растаможку китайской продукции и гонит ее на рынки ЕАЭС уже по другим ценам «с не безукоризненной законностью», а качество этих товаров – особый разговор. Иначе говоря, Бишкек хочет, чтобы ему не мешали фактически подрывать ЕАЭС изнутри ради сиюминутной своей выгоды. Этого, конечно, Киргизии никто из участников союза не позволит.
Исаков, напомнив о переходящем к Киргизии председательстве в ЕАЭС и сославшись на этические соображения, отвечать не стал. Но, по мнению некоторых экспертов, крыть аргументы Астаны Бишкеку просто нечем. «Однако если ситуация не будет урегулирована в ближайшее время, то можно предположить, что киргизская сторона начнет своевольничать, ставить вопрос о выходе из союзе», – предположил один из них.
«Далекое от совершенства состояние Евразийского союза, в который две страны были приняты по политическим соображениям Москвы и по ее желанию и при этом не желают смириться с ролью «младших братьев», частое превалирование личных интересов участников ЕАЭС над общими, делают будущее ЕАЭС, скажем так, небеспроблемным», – заявил «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев.