Петр Порошенко пообщался с военнослужащими в зоне антитеррористической операции. Фото с сайта www.president.gov.ua
На 27 октября в Минске запланировано очередное заседание контактной группы по урегулированию в Донбассе. Предыдущая встреча на прошлой неделе закончилась спорами о двух законах, которые Верховная рада приняла в начале месяца. Один из них вступил в силу, но не устраивает ДНР и ЛНР. Второй будет рассматриваться повторно в начале ноября. Украинская власть утверждает, что готовится к урегулированию с привлечением миротворческих сил ООН.
В прошлое воскресенье президент Петр Порошенко и министр обороны Степан Полторак побывали в Авдеевке, в зоне антитеррористической операции. Целью поездки было оперативное совещание о ситуации в Донбассе. По данным украинской стороны, число обстрелов в последнее время снизилось до показателя менее 20 ударов по позициям ВСУ в сутки, но обстановка остается напряженной.
Порошенко пообщался с военнослужащими – анонсировал ротацию. А также с жителями Авдеевки, которым пообещал: «Я буду делать все от меня зависящее, чтобы наконец на украинскую землю пришел мир. Мир, в котором очень нуждается Украина». Это, по словам украинского президента, произойдет, когда «агрессор выведет оккупационные войска, оружие, артиллерию и военную технику», когда будут «разоружены незаконные формирования» и Украина вернет себе контроль над границей с РФ. Порошенко считает, что достичь этих целей позволит ввод в Донбасс миротворцев ООН: «Я все делаю для того, чтобы миротворцы были в Донбассе. И это означает, что в Донбассе прекратят стрелять».
Политической основой для решения о миротворцах украинская сторона ранее назвала два законопроекта, которые Верховная рада со скандалами рассматривала в начале октября. Первый из них, судя по названию, должен был создать условия для мирного урегулирования. По сути, он на год продлевал срок действия принятого в сентябре 2014 года закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Этот закон предполагал широкие полномочия местной власти (а также амнистию), но Киев готов был признать власть Донбасса, избранную по украинскому законодательству в обозначенные Верховной радой сроки (в декабре 2014 года).
Закон не вступил в силу, поскольку ДНР и ЛНР в ноябре того же года провели несогласованные с Киевом выборы глав и парламентов республик. В марте 2015 года. Верховная рада дополнила закон статьей 10, в которой были изложены условия вступления закона в силу: прекращение боевых действий, разоружение защитников республик, вывод иностранных войск и военной техники, восстановление украинского контроля за границей с РФ – то есть фактически демонтаж системы ДНР/ЛНР. В республиках этот закон не признали.
Сейчас Верховная рада на год продлила срок действия упомянутой статьи 10. Команда Порошенко считает, что таким образом Киев продемонстрировал приверженность Минским соглашениям. В ДНР и ЛНР на ситуацию смотрят иначе: от Киева требуют вначале ввести в действие закон об особом статусе, признав республики и наделив их автономными правами. После этого конфликт прекратится, считают в Донецке и Луганске. На прошлой неделе этот вопрос снова стал камнем преткновения на переговорах в Минске.
И.о. главы МИД ДНР Наталья Никонорова отметила: «Под предлогом формальной пролонгации особого статуса в законе «О создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» украинская сторона снова отказывается обсуждать основной вопрос повестки дня – полноценное вступление в силу закона о статусе Донбасса. Представители Киева пытаются убедить участников переговоров, что с принятием этого закона они выполнили свою часть политических условий, несмотря на то что особый статус все так же заблокирован».
Второй законопроект, за который украинский парламент проголосовал только в первом чтении, вызывает еще больше споров. Он очерчивает стратегию действий Украины в Донбассе. Эксперты Центра исследований армии, конверсии и разоружения выделили основные тезисы законопроекта. «Применение Российской Федерацией вооруженных сил против Украины является преступлением – вооруженной агрессией», неподконтрольные Киеву районы Донецкой и Луганской областей признаются «временно оккупированными» (ответственность за ситуацию в этой зоне возлагается на «страну-оккупанта»).
«Целью государственной политики является освобождение этих территорий, восстановление конституционного порядка, защита прав граждан Украины, пострадавших вследствие российской агрессии», – сказано в отчете центра. Кроме того, эксперты обратили внимание на то, что законопроект меняет формат украинской операции в Донбассе (предполагается отменить АТО и ввести понятия «самооборона государства», «отражение внешней агрессии»). Планируется сменить систему руководства силовыми структурами в зоне конфликта (будет создан Объединенный оперативный штаб), расширить возможности применения силовых структур – даже без объявления военного положения, то есть формально в мирное время.
Последний пункт вызвал много возражений у оппозиции, которая обеспокоилась тем, что власть получит право применять армию и в других регионах Украины. Но к самым жарким спорам в Верховной раде привело упоминание Минских соглашений. Ко второму чтению планируется снять возникшие противоречия (и, возможно, добавить в текст упоминание о Крыме). Председатель украинского парламента Андрей Парубий отметил, что окончательное утверждение закона возможно в начале ноября.
Но даже успешное голосование не является залогом мира в Донбассе. Глава ДНР Александр Захарченко на днях снова повторил, что реинтеграция станет возможной после смены власти в Украине (при условии, что новая власть готова будет признать существование и особый статус республик). «Если вы считаете, что Донбасс просто должен войти в состав Украины, я к этому крайне негативно отношусь. Я вообще предпосылок даже не вижу, только, конечно, если убить миллиона полтора населения, которое категорически против», – сказал он в интервью «Украина.Ru».
Лидер движения «Украинский выбор – право народа» Виктор Медведчук тоже критикует решения Верховной рады по урегулированию в Донбассе. Он отметил, что принятые законы могут сделать невозможной реинтеграцию, а также порождают риски раскола страны.
Социолог, руководитель фонда «Демократические инициативы» им. И. Кучерива Ирина Бекешкина в ходе круглого стола отметила, что как раз Минские соглашения вызывают споры в украинском обществе. А объединяющим фактором служит идея о вводе миротворцев ООН в Донбасс, ее поддерживают 60% населения. Но при этом, по мнению социолога, украинской власти придется идти на определенные уступки, в частности, в вопросе амнистии. «Что делать с 30 тыс. человек? Вы их посадите? Это возможно? Думаю, невозможно. Что будут делать эти 30 тыс., зная, что их посадят? Они сложат оружие? Думаю, нет – они будут бороться до последнего. Нужно разделять тех, кто пытал, издевался, кто был особо жестоким – и рядовых бойцов (ДНР/ЛНР. – «НГ»)», – отметила она.
Гораздо более сложный вопрос в контексте переговоров о миротворческой миссии – это мандат миротворцев. Российская сторона, как известно, предложила ввести голубые каски для защиты гражданской миссии ОБСЕ, работающей в Донбассе. Киев настаивает на полноценной миротворческой миссии, что требует размещения ее на всей территории Донбасса и по линии границы с РФ. Логика украинской стороны в том, что, закрыв границу с Россией, можно отсечь ДНР и ЛНР от поставок подкрепления, без которых республики нежизнеспособны.
Президент РФ Владимир Путин в ходе итоговой пленарной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай» сравнил ситуацию в Донбассе с ситуацией в Сребренице. «Там будет просто резня устроена, мы это не сможем допустить и никогда не допустим», – сказал Путин.
Киев