Изменения в законе о СМИ могут коснуться и печатных изданий. Фото с сайта www.tut.by
Парламент Белоруссии рассматривает поправки в закон о массовых мероприятиях. Журналистское сообщество в тревожном ожидании поправок в закон о СМИ. Эксперты усматривают в кажущемся упрощении ужесточение законодательства.
Правительство внесло свои предложения в законодательство о массовых мероприятиях еще в конце сентября. Ожидается, что парламент рассмотрит документ уже на нынешней осенней сессии.
Документ содержит много новшеств, ограничивающих возможности публичного волеизъявления. Например, предлагается запретить инициировать массовые мероприятия тем, у кого есть непогашенные судимости. Поскольку в Белоруссии почти нет несудимых оппозиционных лидеров, то их возможности публично высказывать свое мнение существенно сужаются. Журналистов собираются обязать надеть яркие жилеты или повязки.
Однако самой обсуждаемой и вызывающей разные оценки нормой стало предложение перейти к заявительному принципу проведения массовых мероприятий. Обнародованная, эта норма вызвала шок в экспертной среде. «Такого не может быть», – заявили умудренные опытом аналитики и стали искать подвох. Нашелся он довольно быстро. Как выяснили эксперты после знакомства с текстом документа, размещенным на национальном правовом портале, белорусские власти решили воспользоваться своей же практикой организации массовых мероприятий во время избирательных кампаний – собираться, митинговать и пикетировать можно, но только в специально отведенных для этого местах. В Минске, например, это парк Дружбы народов, который находится далеко не только от центра города, но и в принципе людных мест. Наиболее популярен этот парк у местных собачников. Напомним, что сейчас в Белоруссии действует разрешительный принцип проведения массовых мероприятий. Это значит, что их инициаторы должны подавать заявку городским властям, а те уже решают – позволить гражданам высказать свое мнение по какому-либо поводу публично или нет. Стоит ли уточнять, что городские власти, как правило, отказывали или отправляли митинговать как раз в те самые безлюдные места. Вероятно, было решено приблизить законодательство к правоприменительной практике.
Эксперты убеждены, что подкрутить и без того туго закрученные гайки свободного волеизъявления власть решила после весенних акций протеста. Доходы населения не растут, зарплата не выходит на заявленный президентом Лукашенко уровень в 1 тыс. руб., и оппозиция пытается этим воспользоваться, призывая население выходить на улицы под экономическими, а не политическими лозунгами. Правда, практика показывает, что протестного потенциала у белорусов фактически нет. На недавнюю акцию «Марш возмущенных белорусов», которая состоялась в минувшую субботу, пришли политики и общественные активисты. Рядовой обыватель на призыв не поддался. Власти тем не менее решили принять дополнительные меры предосторожности.
По мнению местных медиаэкспертов, ужесточения в ближайшей перспективе стоит ждать и в этой сфере. Отталкиваются в своих прогнозах они в первую очередь от того факта, что недавно президент Александр Лукашенко назначил нового министра информации – Александра Карлюкевича. Не то чтобы медийное сообщество связывало свои опасения конкретно с его именем (в Белоруссии политику в любой сфере определяет президент), но его первые же заявления насторожили. Александр Карлюкевич заявил, что в регулировании нуждается Интернет, в частности, социальные сети.
К слову, события в Белоруссии последних недель продемонстрировали мощь и силу этого современного оружия. «НГ» уже приводила мнение политолога Валерия Карбалевича, утверждавшего, что история с дедовщиной в белорусской армии смогла выйти наружу именно благодаря социальным сетям и возможностям Интернета. Если сразу после случившегося правоохранительные органы и Министерство обороны твердили, что гибель солдата в учебном центре под Борисовом – это суицид, то после шумихи в социальных сетях активная общественность начала требовать отставки министра обороны. Пока Александр Лукашенко не высказался относительно своих намерений на этот счет, однако чистка рядов в проблемной учебной части идет, а в минувшую пятницу пресс-служба президента сообщила, что от должности все же освобожден полковник Константин Чернецкий, который возглавлял ее.
Содержание изменений в закон о СМИ широкой общественности не известно. Как отметил глава Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) Андрей Бастунец, и предыдущие изменения 2014 года стали для СМИ сюрпризом. «Кажется, тогда не только БАЖ, но и депутаты узнали о законопроекте в сфере СМИ только на сессии», – вспоминает он. Андрей Бастунец сообщил, что возглавляемая им организация уже отправила соответствующий запрос в Мининформ. Эксперты подозревают, что власти хотят каким-то образом приравнять соцсети к СМИ, однако пока не представляют, как это можно сделать.
В оппозиционной среде в очередной раз с сожалением констатируют, что лояльное отношение Запада к Александру Лукашенко никак не повлияло на его внутреннюю политику, а только развязало ему руки для новых ущемлений и ограничений свободы мысли и высказываний.
Минск