Разгром районного суда в Киеве стал следствием нерешительности властей. Фото с сайта www.radiosvoboda.org
В Украине зреет конфликт между властью и радикалами из оппозиционного лагеря. У здания Верховной рады продолжается акция, участники которой выдвинули ультиматум президенту Петру Порошенко. В то же время разгорается новый конфликт – из-за суда над одним из самых скандально известных лидеров националистического движения Николаем Коханивским. Противостояние усиливается на фоне недоверия общества к институтам власти.
Во вторник украинская власть обозначила свою позицию по поводу ситуации в стране в ходе заседания Совета регионального развития. Первым выступал президент Порошенко, в очередной раз заявивший, что в дестабилизации Украины заинтересована Россия. Он подчеркнул, что страна движется вперед, развивается в правильном направлении. А это означает, что нет реальных поводов для протестов. Попутно глава государства обрушился с критикой на СМИ, которые, по его мнению, концентрируют внимание общества на негативных темах. По мнению Порошенко, те политики, которые призывают людей выйти на улицы, не добьются своего: «Потому что 30–40 человек (их всего) и называют это всеукраинской акцией».
Этот пассаж был адресован тем, кто по призыву Михаила Саакашвили 17 октября начал митинг у здания Верховной рады. В первый день акции в ее организаторах значилось около 10 партий, организаций и общественных движений. Они привели к парламенту несколько тысяч своих сторонников. Но к концу прошлой недели люди разошлись, и большинство лидеров объявили о прекращении участия в акции.
Сейчас в палаточном городке несколько сотен человек. Но именно они в минувшую субботу потребовали от Порошенко в течение считаных недель провести неотложные политические реформы. Украинская власть полагает, что этими людьми в камуфляже, которые себя называют бывшими участниками АТО, может управлять Саакашвили.
На состоявшемся во вторник совещании в его адрес летело много камней. Генпрокурор Юрий Луценко заявил, что оставшиеся в палаточном городке люди финансируются из-за рубежа и готовятся осуществить переворот. Он обвинял опального политика: «Сейчас Государственная миграционная служба отказала Саакашвили в статусе беженца. Теперь он апартид. И нет никаких обстоятельств, которые делали бы невозможной его депортацию».
Жесткие заявления власти прозвучали на фоне нового скандала с участием радикалов. Один из районных судов Киева еще в понедельник должен был избрать меру пресечения для Николая Коханивского – лидера официально зарегистрированного Добровольческого движения ОУН (Организация украинских националистов). В прошлую субботу его задержала патрульная полиция: Коханивский участвовал в драке и применил незарегистрированный травматический пистолет. По данным украинских СМИ, ему может грозить до семи лет лишения свободы. Члены ОУН участвовали в майдане и в войне на востоке, а с 2015 года организация стала активно проявлять себя в Киеве. Шлейф скандалов повлиял на нынешние события. В понедельник суд не успел завершить избрание меры пресечения для подозреваемого, и заседание решили перенести на вторник. Однако собравшиеся в зале соратники Коханивского не позволили увезти его в СИЗО. Они заявили, что в полночь истекает срок предварительного содержания под стражей, и потребовали отпустить своего лидера. Зал суда был забаррикадирован, полиция применила слезоточивый газ, радикалы разбили окна и решетки, переломали мебель в занятом ими здании. Беспорядки прекратил вызванный спецназ. В итоге задержаны 30 человек, которым, очевидно, будут предъявлены новые обвинения.
Некоторые украинские эксперты критикуют правоохранителей за недостаточно решительные действия – как в ситуации с переходом границы Саакашвили 10 сентября, так и в нынешней ситуации с Коханивским. В Киеве говорят о том, что государство фактически теряет монополию на право применения силы.
Но, с другой стороны, обращает внимание, что приказы о силовом сценарии должны отдавать люди, которые не имеют поддержки общества. Президенту Украины сейчас доверяют около 25% украинцев и не доверяют 68%. Об этом свидетельствуют результаты соцопроса, обнародованного на этой неделе Центром Разумкова. По его данным, рекордсменом по уровню недоверия граждан стала Верховная рада (около 15% доверяют, более 80% не доверяют), действия парламента поддерживают менее 3% украинцев, частично поддерживают 28%, не поддерживают почти 62%. Отношение к правительству выражено так: почти 20% доверяют, около 73% не доверяют, его деятельность не находит отклика у почти 55% населения. Примерно такие же показатели у Национального банка.
Социологи обращают внимание, что при критических показателях отношения к власти общество не видит ей альтернативы. Это можно проследить по рейтингам партий и политических лидеров: ни одна политическая сила или действующий политик не имеют даже 20% поддержки.
Эти данные объясняют как активность радикалов, так и апатию общества, полагают эксперты. Руководитель центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко, подводя первые итоги октября, отметил, что Саакашвили и его товарищи не смогли вывести людей на новый майдан: «Предполагаю, что в первую очередь это связано с тотальным недоверием простых граждан к политикам вообще и к радикальным лидерам протестной акции у парламента в частности. Во-вторых, как мне представляется, драматические события 2014 года сформировали у абсолютного большинства наших сограждан сильный психологический комплекс – фобию на агрессивные политические конфликты и особенно на их непредсказуемые негативные последствия. Обывателю могут не нравиться Порошенко и Аваков (глава МВД. – «НГ») или нынешний парламент, но еще больше он опасается беспредельщиков в камуфляже. И неважно, под какими партийными флагами они выступают. Если уж и менять власть, то лучше мирно и на выборах, а не через революции с непонятными последствиями».
Президент Порошенко в ходе заседания Совета регионального развития еще раз подчеркнул, что внеочередных выборов в Украине не будет. По плану президентские выборы должны состояться весной, а парламентские – осенью 2019 года.
Киев