Принятие закона об образовании сопровождалось эмоциональными выступлениями. Фото Украинское Фото/PhotoXPress.ru
Министерства образования Украины и Польши готовятся к проведению консультаций о применении языковых норм нового украинского закона «Об образовании». Ранее Киеву не удалось убедить в своей правоте Румынию и Венгрию. Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) тоже высказала критические замечания украинской власти.
Критическое отношение ПАСЕ к закону взялся скорректировать президент Петр Порошенко. На прошлой неделе в Страсбурге он горячо разъяснял, что Киев не покушается на права нацменьшинств: «Хочу заверить – мы будем должным образом гарантировать языковые права в соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами и стандартами». Но при этом Порошенко настаивает на обязательном изучении украинскими школьниками (в том числе представителями нацменьшинств) государственного языка – украинского. «Недопустима ситуация, когда дети, принадлежащие к национальным меньшинствам, проживающим в Украине, не имеют надлежащих знаний украинского языка, нужного им для дальнейшего обучения в университетах, развития карьеры, для самореализации в Украине», – подчеркнул Порошенко.
Напомним, споры и скандалы вызвала одна статья нового закона – о языке учебного процесса. Верховная рада предусмотрела право на воспитание и образование на языках нацменьшинств для детей дошкольного и младшего школьного возраста. По мере взросления они должны будут постепенно изучать украинский – с тем чтобы в средней школе обучение проводилось в основном на государственном языке. В законе сказано, что отдельные предметы могут преподаваться на других языках. И депутаты, и президент считают ненормальной сложившуюся за последние годы ситуацию, когда в отдельных районах западных областей Украины 75% учеников не владеют государственным языком настолько, чтобы сдать экзамен. «Это дискриминация этих учеников», – заявил Порошенко. По его словам, новый закон, напротив, позволяет расширить права нацменьшинств: зная родной язык и государственный, они смогут поступать в украинские вузы, трудоустроиться в системе госслужбы. Это «фактически имеет целью обеспечить достойное место для всех национальных меньшинств в едином украинском обществе».
В ПАСЕ услышали аргументы Порошенко, однако в резолюцию (за которую проголосовали 82 депутата, против – 11) внесли ряд критических замечаний Киеву. Согласно одному из них, при разработке нового закона не были проведены консультации с нацменьшинствами. В резолюции также говорится о том, что для многих представителей нацменьшинств язык является одним из основных факторов их идентичности, поэтому государство, по мнению ПАСЕ, должно сочетать меры по изучению как государственного языка, так и языков нацменьшинств: «Если это не будет сделано, результатом будет ассимиляция, а не интеграция».
Уже на следующий день после голосования в ПАСЕ в Будапеште у посольства Украины состоялась акция протеста под названием «Самоопределение Закарпатья». Ее организовали активисты венгерской партии «Йоббик», которые и ранее выступали с подобными лозунгами, хотя не так демонстративно. Киев счел этот митинг провокацией и подстрекательством к сепаратизму. Политологи отметили, что Венгрия уже предпринимала шаги, которые в Киеве расценили как недружественные. Считается, что несколько сотен тысяч этнических венгров, проживающих в украинских приграничных районах, получили венгерские паспорта, хотя двойное гражданство запрещено законодательством Украины. Многие получили право участвовать в выборах в Венгрии. На этой почве лозунги о самоопределении могут стать реальной угрозой, отмечают эксперты. В Киеве в последние дни рассуждали о том, насколько хорошо охраняется западная граница, а в соцсетях даже появился термин «западный фронт».
В таких условиях состоится украинско-польская встреча. Посол Польши в Украине Ян Пекло сказал «Интерфаксу-Украина», что Варшава разделяет позицию Киева о необходимости изучения украинского языка, но также считает нужным обеспечение возможности изучения родного языка для нацменьшинств: «Нам просто нужно поговорить между собой и разъяснить некоторые моменты».
Одним из таких моментов до сих пор считался объем изучения языков нацменьшинств и перечень предметов, которые будут преподаваться на них, в средней и старшей школе. Ранее министр образования Украины Лилия Гриневич сообщила, что учебный план с указанием таких деталей будет утверждаться правительством. Однако нацменьшинства хотят быть уверены, что их мнение тоже услышат. Тем более что на это указали в ПАСЕ.
Представители украинской власти отмечают, что сейчас ничего не будут предпринимать в отношении нового закона – подождут выводов Венецианской комиссии. Предполагается, что решение будет принято в декабре. Кстати, одно из замечаний ПАСЕ было связано с тем, что украинская власть направила языковые новшества на экспертизу не до голосования, а после того как новый закон уже вступил в силу. Тем не менее в Киеве обещают учесть мнение Венецианской комиссии.
Глава украинской делегации в ПАСЕ, депутат от «Блока Петра Порошенко» Владимир Арьев сказал журналистам, что резолюция ПАСЕ носит политический характер и «не требует от Украины делать какие-то конкретные шаги». Но в ней рекомендовано учесть будущее решение Венецианской комиссии.
Выводы Венецианской комиссии по существу не будут отличаться от решения ПАСЕ, сказал изданию «Голос столицы» бывший сотрудник МИДа, политолог Олег Волошин: «Венецианская комиссия руководствуется теми же документами, которые цитируются в резолюции ПАСЕ, – Европейской хартией региональных языков и языков нацменьшинств, Европейской конвенцией прав человека, других документах». Он отметил, что решения Венецианской комиссии – это юридические рекомендации. А резолюции ПАСЕ «отражают политическую волю стран – членов Совета Европы». С 2014 года все резолюции ПАСЕ поддерживали Украину, но теперь ситуация изменилась.
Волошин пояснил, в чем именно украинский подход к языковому вопросу не совпал с европейскими традициями: «Каждая страна обязана обеспечить возможность изучать государственный язык, чтобы человек мог самореализоваться в этой стране. Но это право (гражданина. – «НГ»), а не обязанность». Другие эксперты указывают на то, что закон касается языка учебного процесса в школах, которые финансируются за счет государственного бюджета. Поэтому Украина вправе диктовать правила.
Киев