Петер Сийярто разъезжал по западным приграничным районам Украины, как по родной Венгрии. Фото с сайта www.kormany.hu
Завтра в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) состоятся дебаты по поводу нового украинского закона «Об образовании». Он привел к скандалам с соседями, среди которых наиболее активно ведет себя правительство Венгрии. Глава МИД страны Петер Сийярто заявил, что 16 октября инициирует рассмотрение вопроса о пересмотре соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной.
Петер Сийярто собирается поднять вопрос на Совете министров иностранных дел стран – членов ЕС, заседание которого запланировано в Люксембурге. Ранее Будапешт пригрозил Киеву блокадой на внешнеполитической арене. При этом Венгрия договорилась об объединении усилий с Румынией. Правда, украинские эксперты обращают внимание, что у Будапешта и Бухареста есть немало двусторонних проблем, в том числе по языковым вопросам.
В процессе принятия закона в начале сентября обеспокоенность его языковыми нормами выразили и другие соседние страны. Однако спустя месяц украинской власти удалось убедить большинство из них в том, что закон не урезает права нацменьшинств. Он предполагает перевод системы образования на государственный, то есть украинский, язык. На языках нацменьшинств, включая русский, дети смогут обучаться в дошкольных учреждениях и в первых четырех классах школы. В то же время они должны начинать изучать государственный язык. Со средней школы на языках нацменьшинств (или параллельно на двух языках – государственном и иностранном) могут преподаваться только отдельные предметы.
Министр образования и науки Лилия Гриневич пояснила: «Объем изучения родного языка, а также перечень предметов, которые будут изучаться на этом языке, будет определяться индивидуально для каждого нацменьшинства. Эти вещи утверждаются на уровне постановления кабмина». Она предложила создать рабочие группы с участием представителей соседних стран, чтобы разработать соответствующие учебные планы. Премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил после недавних переговоров с молдавским коллегой Павлом Филипом: «Украина уважает все национальные меньшинства. Мы готовы проанализировать ситуацию и при необходимости провести консультации для определения мер, необходимых для поддержки меньшинств».
Ранее украинские чиновники и депутаты подчеркивали, что новый закон направлен на то, чтобы все украинские граждане, получая аттестат о школьном образовании, свободно владели государственным языком. Это открывает дорогу в вузы, позволяет работать в госструктурах – то есть, по мнению украинской власти, расширяет, а не сужает права нацменьшинств. Депутат от «Блока Петра Порошенко» Мустафа Найем, реагируя на заявления представителей власти Венгрии, написал в соцсети: «Украина не запрещает венгерский язык. Украина не запрещает образование на венгерском языке. Мы всего лишь вежливо просим учить не только венгерский язык, а знать и учить еще и украинский. Точка».
Ранее некоторые представители украинской оппозиции прогнозировали, что против нового закона выступит в первую очередь Россия (Госдума приняла соответствующее заявление). 48 депутатов Верховной рады от «Оппозиционного блока» и «Возрождения» подали запрос в Конституционный суд. Тем временем украинская власть обратилась в Венецианскую комиссию Совета Европы с просьбой об экспертной оценке языковых норм вступившего в силу закона. В секретариате Венецианской комиссии агентству УНИАН сообщили, что заключение будет готово в декабре.
Генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд уже выразил свою точку зрения в публикации издания ЕС EUobserver: «Меньшинства в Европе должны, конечно же, свободно говорить на официальном языке своего государства. Это жизненно важно для их полного участия в жизни общества, и государство должно предоставить возможности этому научиться». В то же время должны быть созданы условия для изучения родных языков.
Проблему русского языка в Украине считают политической, хотя подавляющее большинство граждан свободно говорит на украинском и русском. Языковая проблема за все годы украинской независимости никогда не входила в первую десятку наиболее актуальных или острых проблем – с точки зрения граждан. Некоторые политики спекулировали на теме интересов русскоязычных в периоды предвыборных кампаний.
Нацменьшинства, компактно проживающие в приграничных западных районах, напротив, никак себя не проявляли, но постепенно отдалялись от Украины. В некоторых населенных пунктах у границ с Румынией и Венгрией, по словам экспертов, жители вообще не владеют государственным, то есть украинским, языком, а дети обучаются и общаются на языке соседних государств. Многие получили второй паспорт, хотя украинское законодательство запрещает двойное гражданство.
В Киеве считают, что такое положение сложилось в силу политики соседей. Так, 30 сентября премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, выступая в румынском городе Клуж, заявил, что «будущее пишут на венгерском языке» (чем, по данным украинских источников, вызвал недоумение среди сторонников идеи Великой Румынии). Орбан пояснил, что правительство его страны видит миссию в том, чтобы поддерживать венгерские общины: «Наша задача – добиться, чтобы они процветали на земле, где родились. Могли учить венгерский язык и могли жить, как венгры».
В Украине такая позиция вызывает возмущение. Политтехнолог Тарас Березовец пояснил, почему: «Чего добиваются венгры (правительство страны. – «НГ»)? Они хотят учить этнических венгров – граждан Украины – только на венгерском, но за счет бюджета Украины. Готовя для себя рабочую силу в другой стране, не тратя ни копейки. Если твой сосед теряет адекватность, наступает момент, когда нужно сказать ему это в лицо».
В Киеве обсуждают еще одну серьезную причину конфликта. Политолог Тарас Чорновил в своем блоге напомнил, что ранее правительство Виктора Орбана уже предъявляло претензии к Киеву: «Море обвинений и требований, которые касались венгерской общины в Закарпатье… Тогда Венгрия вообще обещала заблокировать санкции против России. И это составляло для Украины довольно серьезную угрозу, поскольку тогда еще не было консенсуса во всем мире, что Россия является по отношению к Украине агрессором». Он отметил, что «после довольно сложного разговора Порошенко с Орбаном» венгерский премьер уступил. И пару лет тому назад, и сейчас Будапешт пользуется поводом выступить против Украины, «чтобы дальше сотрудничать с Россией», выразил Чорновил распространенную в Киеве точку зрения.
Сегодня украинская позиция будет озвучена в ПАСЕ. Глава МИД Украины Павел Климкин в ходе визита в Будапешт еще раз попытается разъяснить ситуацию соседям. Накануне визита Климкин ответил на обнародованное в прессе заявление венгерского коллеги Сийярто о намерении инициировать пересмотр соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной. «Очень удивлен заявлениями главы МИД Венгрии о пересмотре Соглашения об ассоциации… Для нас пересмотр возможен лишь в контексте обеспечения четкой европейской перспективы Украины. Подтверждаю готовность к диалогу с Венгрией на всех уровнях. Будем говорить обо всем, в том числе о выдаче гражданам Украины венгерских паспортов... Приглашаю наших европейских партнеров посетить Закарпатье. Планирую визит иностранных послов в этот регион, непосредственное общение с его жителями», – передала пресс-служба заявление Климкина.
В начале текущей недели стало известно, что венгерский министр посетил украинский Ужгород, где встречался с руководителями организаций закарпатских венгров. По данным СМИ, украинская сторона предложила выход из недипломатичной ситуации: Павел Климкин призвал коллегу осуществить совместную поездку. Издание Magyar Nemzet сообщило, что Сийярто якобы отклонил предложение хозяев: «[Он] Заявил, что его украинский коллега опоздал: закарпатских венгров следовало спрашивать их мнение до принятия закона».
Сегодня на переговорах в Будапеште и в ходе дебатов в ПАСЕ украинская сторона попытается урезонить соседей. Политтехнолог Тарас Березовец считает, что дальше – дело за ЕС: «То, что правительство Виктора Орбана угрожает блокировать сотрудничество Украины и Евросоюза, становится не украинской проблемой, а головной болью ЕС. Учитывая нарастание популизма кабинета Орбана и частые оскорбления в адрес официального Брюсселя со стороны Будапешта, привести в чувство венгров становится задачей евробюрократов».
Киев