Лучшие выступления The No Smoking Orchestra отличаются безудержным весельем. Фото Reuters
Закон об оккупированных территориях Грузии не отменен, и его нарушителей ждет предусмотренное законом наказание. Такова позиция властей Грузии. По словам министра внутренних дел страны Гиоргия Мгебришвили, правоохранительные органы в отношении нарушителей будут действовать так, как им предписано, не делая никаких исключений. Таким образом, выступление в Тбилиси выдающегося кинорежиссера Эмира Кустурицы в составе группы The No Smoking Orchestra, похоже, не просто отложено, а не состоится.
Закон об оккупированных территориях Грузии предусматривает наказание для лиц, без уведомления властей страны и их разрешения посетивших Абхазию и/или Южную Осетию. Еще во времена Михаила Саакашвили попавшиеся на этом люди тут же препровождались за решетку и находились в заключении, пока шел разбор обстоятельств, заведших их на неподконтрольную Тбилиси территорию. Суд в зависимости от ситуации мог приговорить к лишению свободы на несколько лет либо к крупному денежному штрафу. Чаще применялся второй вариант.
После прихода к власти «Грузинской мечты», по некоторым данным, не без подачи Запада и просьб соседних стран, граждане которых зачастую в силу элементарной политической неграмотности пытались добраться до родной страны через Абхазию и Грузию, а оказывались в тюрьме, стали предприниматься попытки если не упразднить, то хотя бы смягчить закон. Бывший госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Паата Закареишвили в свое время говорил «НГ», что хочет добиться отмены закона, который сам по себе не способствует восстановлению территориальной целостности страны, а только углубляет разрыв с вышедшими из-под контроля автономиями, ставит под удар совершенно невинных простых людей. «Ситуация несколько абсурдная. Российские политики, которые пренебрежительно относятся к нашим законам, как ездили в Сухуми или Цхинвали, так и продолжают ездить. Их этот закон не пугает. А, скажем, гражданин Грузии находится в России недалеко от Абхазии. Ему через весь Кавказ ехать, чтобы попасть домой, а не по короткой дороге через Абхазию, которую мы продолжаем считать своей территорией?!» – недоумевал Закареишвили.
Но удалось только смягчить закон: теперь на первый раз нарушитель наказывается крупным денежным штрафом, а при повторном – либо тюрьма, либо многократно возросший штраф. На рекомендации стран-партнеров решиться на большую либерализацию и на аналогичные требования России Тбилиси пока не реагирует.
Известие о выступлении The No Smoking Orchestra в тбилисском Дворце спорта 8 декабря вызвало ажиотаж среди поклонников балканской культуры. Буквально за месяц до этого в Грузии с аншлагом прошел концерт другой звезды, Горана Бреговича, в свое время писавшего саундтреки к фильмам Эмира Кустурицы. Вероятно, не меньший успех ожидал и The No Smoking Orchestra. Уже началась продажа билетов, организаторам концерта представлялись приятные последствия проекта, как вдруг «кто-то» вспомнил: Кустурица бывал в Южной Осетии без ведома Тбилиси, в своих интервью он всегда позитивно отзывается о российском президенте Владимире Путине, и вообще он – человек Путина, так уместно ли его выступление в Тбилиси и не место ли ему в тюремной камере, как нарушителю закона об оккупированных территориях?
Дальше – больше. Вспомнилось, что двукратный лауреат Каннского кинофестиваля не только побывал в Южной Осетии, но допустил несколько заявлений с осуждением военных действий Грузии, а распалившись, пообещал снять художественный фильм о борьбе осетин за свободу. После этого громко прозвучавшего обещания группа «придворных» грузинских режиссеров написала коллективное письмо Кустурице с подробнейшим пересказом истории Грузии, в которой «никогда не было места суверенной Южной Осетии», и завершила просьбой не снимать кино на руку московским и цхинвальским пропагандистам. Фильм снят не был. Правда, сам режиссер объяснил это не просьбой грузинских коллег, а собственной перегруженностью другими работами и гастрольными турами с группой, в которые была включена, а теперь, очевидно, исключена Грузия. Узнав о готовящемся «теплом приеме», Кустурица заявил, что его всегда интересовали грузинский кинематограф, грузинское искусство, он очень хотел посетить Грузию, но сделает это только в том случае, если власти страны без каких-либо условий откажутся от претензий к нему.
Отказываться от претензий, то есть создавать прецедент нарушения закона об оккупированных территориях, грузинские власти не собираются. Но все-таки трудно представить, чтобы на автора гениальных «Андерграунда» и «Времени цыган», «Черной кошки…» и «Жизни как чудо» надели наручники. Даже его обидные для Грузии заявления в дни пребывания в Южной Осетии в Тбилиси тогда расценивались больше как бравада убежденного антиамериканиста и фрондирование «левака», чем нечто большее. Просто грузинские власти, очевидно, такого рода скандалом, как отмена концерта, пытаются еще раз напомнить миру о нерешенности проблемы территориальной целостности страны.
Зато в отношении Валерия Гергиева Тбилиси готов поступить максимально жестко. Не очень понятно, откуда взялась информация о его скором приезде в Грузию, но страсти в местном обществе она вызвала нешуточные. Выступление оркестра под его управлением в Цхинвали сразу после войны 2008 года буквально в десятке метров от места содержания грузинских военнопленных Тбилиси расценил как издевательство и глумление и нанесенную обиду прощать выдающемуся дирижеру не намерен.