На митингах Михаил Саакашвили чувствует себя, как рыба в воде. Фото со страницы Дарины Чиж в Facebook
Вчера во второй половине дня в Украине должны были начаться судебные разбирательства по «делу Саакашвили». Для начала районному суду Львовской области предстояло установить, законно или незаконно Михаил Саакашвили пересек границу между Польшей и Украиной 10 сентября. За прошедшую неделю тональность заявлений на эту тему заметно смягчилась. Что будет дальше, зависит от итогов визита президента Украины в США. По крайней мере сейчас Порошенко и Саакашвили отложили схватку.
Ранее опальный политик намеревался 19 сентября прибыть в Киев. Упомянув о том, что в этот день отмечается православный праздник в честь хранителя Киева архистратига Михаила, Саакашвили сказал, что «нужно Киев спасать» от олигархов.
Сегодня же в киевском суде назначены слушания по делу брата бывшего грузинского президента Давида Саакашвили. В начале сентября подразделение Миграционной службы сообщило ему о необходимости выехать из Украины, поскольку разрешение на работу и вид на жительство были аннулированы. Ради этого сообщения Давида Саакашвили прямо на улице «пригласили на разъяснительную беседу». Со стороны приглашение выглядело как задержание. Михаил Саакашвили, находившийся в тот момент в Европе, заявил, что украинская власть устроила нападки на его брата, чтобы таким образом намекнуть бывшему грузинскому президенту, что не нужно возвращаться в Украину.
В тот же день Давида Саакашвили отпустили без каких-либо претензий. Но до 17 сентября он должен был уехать из страны. Он обратился в суд. И в конце прошлой недели суд приостановил решение Миграционной службы и запросил документы, на основании которых было принято это решение. Сегодня же будет решаться вопрос о том, сможет ли брат Михаила Саакашвили остаться в Украине.
Политик в выходные сообщил о смене своих планов: он намерен приехать в Киев не сейчас, а примерно в середине октября. Вероятно, к тому моменту будет готова к судебному рассмотрению попытка Саакашвили обжаловать принятое в июле решение о лишении его украинского гражданства. Генпрокурор Украины Юрий Луценко на днях в кулуарах форума «Ялтинская европейская стратегия» сказал журналистам, что он поддерживает идею судебного разбирательства по этому вопросу: «Это единственный законный и нормальный способ решить спор о гражданстве… Есть вопросы к указу президента – в суд».
Кроме того, Луценко заверил, что на данный момент «Саакашвили не будет арестован, Саакашвили не может быть экстрадирован». Он подчеркнул, что уголовное преследование может грозить не тем, кто незаконно пересек границу, а тем, кто поднял руку на пограничников. Несколько активистов, чье сопротивление силовикам в момент «прорыва» Саакашвили было зафиксировано, уже задержаны.
Бывший грузинский президент и его товарищи по партии «Рух новых сил» заявляют, что «прорыва» границы вообще не было. По их словам, они согласно всем процедурам и без проблем прошли погранконтроль на территории Польши, после чего законно (с отметками польских пограничников в паспортах) перешли на территорию Украины. И уже на украинской территории им сообщили, что пройти погранконтроль группа из 70 человек не сможет, поскольку находящийся впереди пункт пропуска может быть заминирован (согласно информации, поступившей в полицию). Соратники Саакашвили потребовали, чтобы силовики эвакуировали группу из опасной зоны (между закрывшейся польской границей и находящимся впереди украинским погранпунктом). Те якобы отказались. После чего толпа встречающих Саакашвили, находящаяся за спиной пограничников, прорвала оцепление и провела всю группу за пункт пропуска. Саакашвили не раз подчеркивал, что все это происходило уже на украинской территории, что, по его мнению, исключает версию «прорыва» границы.
Примечательно, что районный суд Львова на днях отклонил ходатайство по делу об организации незаконной переправки людей через госграницу. Подозреваемым выступал соратник Саакашвили, бывший замгенпрокурора Украины Давид Сакварелидзе. По итогам разбирательства он сообщил в соцсети: «Суд только что удовлетворил ходатайство – оставил меня без какой-либо меры пресечения, понимая, наверное, что врученное подозрение, как и все дело в целом, абсолютно не имеет под собой реальных оснований». Вчера суд Львовской области должен был решить, законно или незаконно Саакашвили пересек границу (если организация незаконной переправки людей до сих пор не доказана).
Накануне он планировал навестить в СИЗО Херсона двух активистов, которые помогали опальному политику вернуться в Украину, среди них – капеллана, служившего в зоне АТО и ранее побывавшего в плену. Уехав на прошлой неделе из Львова, где провел первые два дня после возвращения, Саакашвили успел побывать в Черновцах, Ивано-Франковске. Заехал в Винницу – город, родной для премьера Гройсмана и знаковый для президента Порошенко. Украинские СМИ перестали пристально следить за передвижениями бывшего грузинского президента. В городах, которые он посещает, собираются немногочисленные митинги. В Виннице группа людей попыталась освистать гостя, но Саакашвили успел сделать важное заявление: «Я решил объездить все регионы, пообщаться с народом…17 октября собираемся в Киеве – очень мирно. Хоть я и старый революционер, но у меня нет желания еще одну революцию устраивать».
Сейчас Саакашвили говорит, что через месяц в Киеве он присоединится к группе общественных организаций, которые планируют акции с совершенно конкретными требованиями: «Создание антикоррупционных судов, отмена депутатской неприкосновенности, принятие нового закона о выборах». Неделю тому назад, сразу после возвращения политик анонсировал требования о досрочных выборах президента и парламента, провозглашал борьбу против старой системы власти. «Я встречусь с народом, соберу все требования, в том числе относительно возвращения награбленного олигархами имущества…» – обещал он. Саакашвили тогда подчеркнул, что у него нет личных конфликтов ни с одним представителем государственного руководства Украины, включая президента Порошенко: «Но у меня конфликт с этой системой лжи, воровства, нарушения прав украинцев. Поэтому мы соберем все эти факты и будем вместе с людьми приходить, создавать механизмы для легальной смены власти».
За прошедшие несколько дней изменилась тональность заявлений не только самого Саакашвили, но и его украинских оппонентов. Например, глава правительства Владимир Гройсман после возвращения Саакашвили сказал, что события 10 сентября в пункте пропуска на польско-украинской границе «это не просто нарушение закона, это начало очередной атаки некоторых политиков против украинской государственности». Он потребовал привлечь виновных к ответственности.
А спустя несколько дней, отвечая на вопрос журналистов, сказал, что не знает, что нужно делать в таких случаях. Гройсман пояснил: «Я понимаю, как строить дороги, как инвестировать в развитие экономики, как создавать условия для нашей энергетической независимости, как готовить страну к суровым зимам, как делать пенсионную реформу... В этом я разбираюсь. А что делать с популистами, пускай разбирается украинское общество».
Президент Порошенко только один раз прокомментировал ситуацию и до визита в США не упоминал ситуацию с Саакашвили. Многие украинские эксперты предполагают, что именно американские силы заставили команду Порошенко и окружение Саакашвили отложить выяснение отношений – по крайней мере на то время, пока за рубежом решаются вопросы, прямо влияющие на будущее Украины. Политолог Виктор Небоженко прогнозировал два варианта действий украинской власти: либо попытаться обвинить опального политика во всех проблемах и просчетах; либо размыть ответственность, постепенно спустив ситуацию на тормозах.
Политический эксперт Павел Рудяков в колонке для Клуба обозревателей «РИА Новости – Украина» отметил: «Что скажут и прикажут американцы? Судя по всему, перетягивание каната в борьбе за их ответ продолжается. Чьи аргументы – Порошенко или Саакашвили – весомее, а шансы на то, что они будут приняты выше, судить не берусь, много неясного. Раз Саакашвили до сих пор не задержан, значит добро от США власть на такие действия не получила… Но и Саакашвили своего не добился: американского мандата на «поход на Киев» с целью смены власти у него пока нет».
Киев