В последние дни тбилисцы зачастили к банкоматам. Фото Reuters
Резкое падение курса национальной валюты лари вызвало легкую панику населения и взлет цен пока только на продовольственных рынках. Власти призвали страны к спокойствию, назвав удешевление лари временным. Оппозиция обвиняет власть в дилетантстве, следствием чего и стал новый виток девальвации.
Лари начал медленно дешеветь еще в августе. И это было странно, так как в самый разгар туристического сезона увеличивается приток иностранной валюты, и национальная вроде как, наоборот, должна крепнуть. В прежние годы было именно так. В любом случае колебание курса было незначительным, и население внимания на цифры, выставленные в обменниках, не обращало.
Но уже в начале сентября падение курса ускорилось. В среду был зафиксирован антирекорд – в некоторых обменниках 1 евро торговали за 3 лари. И тогда раздался ропот недовольства. Призыв властей успокоиться и не паниковать, кажется, лишь подлил масла в огонь – у банкоматов стало оживленнее, чем обычно. Местные скептики говорят, что удешевление лари, возможно, временное, и вскоре начнется обратный процесс, но, как подсказывает многолетний опыт, у цен, если уж повысились, обратного хода не бывает.
Вчера Национальный банк признал, что с 22 августа лари обесценился на 4,2%. Его официальный представитель объяснился, что на протяжении всего лета в условиях притока валюты лари укреплялся, участники валютного рынка скупали доллары и евро по относительно низкому курсу, а теперь пошел противоположный процесс.
Председатель парламентского комитета по бюджету и финансам Ираклий Ковзанадзе в эфире ведущих телекомпаний страны заверил, что для резкой девальвации нет макроэкономических оснований. «У нас плавающий валютный курс, поэтому движение может быть по обоим направлениям. Летом лари укреплялся. Нацбанк не допустил чрезмерности в этом процессе и сам приобрел более 100 млн долл. для пополнения собственных резервов. Это способствовало установлению финансовой стабильности», – объяснил Ковзанадзе. В августе, по его словам, еще были закуплены доллары и, видимо, эта акция оказала чрезмерное давление на курс лари, что сказалось на валютном рынке и вызвало панику населения. «Ситуация стабилизируется в ближайшее время», – заявил Ковзанадзе.
Роман Гоциридзе – лидер парламентской фракции «Единое национальное движение», экс-глава Нацбанка, обвинил власть в «приблизительных кейнсианских играх». «Вместо экономики стимулируются коммерческие банки. За два месяца кредитов выдано на полмиллиарда долларов. Это безрассудство, эксперимент над страной и народом», – заявил Гоциридзе телекомпании «Рустави-2». По его словам, многие, «просчитав» неважную перспективу, скупают доллары и евро, соответственно лари и пошел вниз.
Ряд экспертов заостряет внимание на странном феномене – доллар по отношению к другим валютам дешевеет, и только в отношении лари укрепляется. Одни парадокс склонны объяснять выборами в органы местного самоуправления, которые состоятся в середине октября, – правительство готовится к распределению помощи и к началу реализации проектов. Другие обесценивание лари объясняют еще и форс-мажором – в Грузии бушуют пожары (см. «НГ» от 06.09.17), борьба с ними потребовала незапланированных расходов.
Известный эксперт по экономическим вопросам Демур Гиорхелидзе в комментарии агентству «Спутник-Грузия» заявил, что внезапное падение курса лари отражает состояние местной экономики, в которой катастрофически мало своих средств – около 18%. Решению властей усилить роль лари в бизнесе, о чем было заявлено в начале года, конкретные действия в этом направлении соответствовали не в заявленной мере. Национальный банк считает ненужным свое вмешательство. «Но в результате получается, что курс лари регулируют 2-3 банка, а Нацбанк своими кредитами этим банкам способствует тому, что они устанавливают курс лари. В итоге все начинает зависеть от того, какие цели у этих 2–3 банков на данный момент», – сказал Гиорхелидзе. По его мнению, нынешнее обесценивание лари вызовет небольшое повышение цен, всплеска не будет, и лари скоро начнет укрепляться. «Но за каждое такое колебание курса платят бизнес и простые граждане. Цены в Грузии и так достаточно высокие и вниз не идут», – заявил эксперт.