Миссию ОБСЕ в Донбассе может заменить военный миротворческий контингент. Фото РИА Новости
В Украине не приняли предложения российской стороны о формате миротворческой миссии в Донбассе. Ожидается, что на следующей неделе в ООН поступят проекты двух разных вариантов решения этого вопроса. Президент Петр Порошенко представит свои предложения на Генассамблее ООН. Президент Владимир Путин распорядился, чтобы МИД РФ подал проект резолюции в Совбез ООН. Разница в подходах свидетельствует о том, что летние российско-американские переговоры не позволили найти компромиссный выход из донбасского тупика.
В Украине очень внимательно отнеслись к заявлению Владимира Путина о миротворцах. На пресс-конференции в Китае (по итогам саммита БРИКС) президент РФ напомнил, что ранее предлагал предоставить личное оружие для самозащиты представителям работающей сейчас в Донбассе Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, в составе которой гражданские лица. «Я многократно говорил о том, что я поддерживаю идею вооружения миссии ОБСЕ, но сама организация – ОБСЕ – отказывается от вооружения своих сотрудников, поскольку не имеет ни соответствующего персонала, ни опыта подобной работы», – отметил он. Этим заявлением российский президент фактически поставил точку в инициированных Украиной разговорах о формировании полицейской миссии ОБСЕ для Донбасса.
Владимир Путин подчеркнул, что миротворческая миссия может быть сформирована только на уровне ООН и только по итогам голосования Совбеза ООН. Отвечая на вопрос, он сказал, что не видит ничего плохого в формировании миротворческой миссии для Донбасса: «Наоборот, считаю, что это пошло бы на пользу решению проблемы на юго-востоке Украины. Но, разумеется, речь может идти о функции обеспечения безопасности сотрудников ОБСЕ. Второе – эти силы должны находиться на линии разграничения, а не на каких-то других территориях. Третье – решение этого вопроса должно состояться не иначе как после разведения сторон и отвода тяжелой техники». Последний из перечисленных пунктов, по словам российского президента, Украина должна обсуждать с ДНР и ЛНР. Таким образом, Владимир Путин еще раз подтвердил российскую позицию: Россия не имеет отношения к конфликту в Донбассе и выступает посредником на переговорах по урегулированию.
У Петра Порошенко свое
представление о миротворческой миссии на востоке страны. Фото с сайта www.president.gov.ua |
В Киеве это заявление вызвало шквал эмоций, поскольку украинская власть расценивает ситуацию на востоке страны как следствие «внешней агрессии со стороны РФ», а ДНР и ЛНР признает «террористическими группировками». Все лето украинские эксперты выражали надежду на то, что на закрытых российско-американских переговорах будет достигнута договоренность о том, что «Россия уйдет с Донбасса», после чего Украина приступила бы к демонтажу системы ДНР и ЛНР. Поэтому заявление Владимира Путина многие восприняли как крушение надежд на скорое и мирное решение проблемы.
Команда Петра Порошенко была, видимо, готова к такому сценарию. В конце августа украинский президент заявил: «Вопрос миротворческой миссии ООН и вооруженной миссии ОБСЕ продвигается довольно трудно.
Все упирается в категорическое нежелание РФ установить мир в Донбассе, более того – категорическое нежелание оставить Украину в покое. Но я уверен, что вода камень точит, поэтому идею с миротворцами я собираюсь в следующем месяце представить в Нью-Йорке на сессии Генеральной Ассамблеи ООН».
Сессия открывается ровно через неделю. Порошенко, вероятно, разъяснит участникам, почему Украина не принимает российские предложения о миротворцах. Позицию украинской стороны коротко изложила (реагируя на заявление Владимира Путина) первый зампредседателя Верховной рады, член украинской делегации на переговорах контактной группы по урегулированию в Минске Ирина Геращенко. Она не согласилась с тем, что миротворцы должны быть размещены на линии разграничения, поскольку в таком случае линия превратится в границу. А Украина, напротив, добивается, чтобы «эта линия соприкосновения с временно оккупированными территориями исчезла навсегда с украинской земли в день возвращения контроля над границей». Именно поэтому, по словам Геращенко, миротворцы должны быть размещены на всей территории Донбасса.
Предполагается, что украинская сторона предложит несколько вариантов формата миротворческой миссии. На днях глава парламентской фракции «Блока Петра Порошенко» Артур Герасимов сказал в эфире радио «Эра», что рассматривается три варианта: голубые каски ООН, новый миротворческий формат ОБСЕ, европейская полицейская миссия.
Еще весной 2015 года Украина обратилась в Совбез ООН с просьбой о введении в Донбасс миротворческой миссии. В начале лета того же года Верховная рада утвердила новое законодательство, предусматривающее свободный допуск (по официальному приглашению власти) на украинскую территорию иностранных военных с оружием и техникой для участия в международной операции по установлению и поддержанию мира. Но Россия предупредила, что применит право вето к решению Совбеза ООН о миротворцах, поскольку формирование такой миссии для Донбасса не предусмотрено Минскими соглашениями. Российская делегация порекомендовала Киеву сесть за стол переговоров с ДНР и ЛНР и напрямую обсудить варианты урегулирования. С тех пор ситуация была заморожена.
Сейчас украинская сторона намерена сделать рывок к выходу из тупика на Генассамблее ООН. Герасимов пояснил, что российское право вето в Совбезе ООН – это не только проблема для Украины, но и свидетельство несовершенства системы принятия решений в ООН. Он отметил, что Запад ввел и усиливает санкции против России, тем самым разделяя украинскую позицию о том, что «именно Россия является агрессором». Но при этом Россию же признают и «миротворцем», раз она не лишена права вето в Совбезе ООН, подчеркнул Герасимов.
Порошенко ранее предлагал начать обсуждение реформы в ООН. Он может повторить этот тезис и на Генассамблее ООН. Но главное, как считают украинские эксперты, он может попытаться обойти российское право вето в Совбезе ООН. Военный эксперт Центра Разумкова Николай Сунгуровский отметил в колонке для «Нового времени»: «Существует резолюция Генассамблеи ООН от 1950 года, в которой сказано, что если Совбез ООН не может принять решение, то он может обратиться в Генассамблею ООН. Причем подать такое обращение может не «пятерка» (постоянные члены Совбеза ООН), а любые 7 из 15 членов организации». Но для этого, пояснил эксперт, Россия должна быть официально признана стороной конфликта: «Если вводить миротворческий контингент, то не по статье 6, а по статье 7 Устава ООН, то есть не для «поддержки мира», а для «установления мира». По сути, это должна быть силовая операция по прекращению конфликта. Но сделать это можно тогда, когда одной из сторон конфликта будет признана Россия, иначе она будет применять вето к любому решению по Украине».
В Киеве собирались еще до начала сессии Генассамблеи ООН принять закон о реинтеграции Донбасса, в котором, как пояснила представитель президента в парламенте Ирина Луценко, Россия будет признана агрессором. Но текст законопроекта не обнародован, с ним не ознакомлены депутаты. «Этот законопроект готов на 99%. Единственный момент, который сейчас проговаривается, – это включение в законопроект пункта о миротворцах… Об этом президент Украины будет говорить в своем выступлении на Генассамблее ООН», – отметила Луценко. По ее словам, обсуждение вопроса в Нью-Йорке позволит внести законопроект на рассмотрение Верховной рады примерно к началу октября.
К тому времени российская сторона успеет представить свой текст резолюции Совбезу ООН. В Киеве опасаются, что речь может идти о российской миротворческой миссии. Об этом агентству «Интерфакс-Украина» сказал глава украинской делегации в ПАСЕ, депутат Верховной рады Владимир Арьев: «Россия не захочет, чтобы это были нейтральные миротворцы. Она будет настаивать, чтобы это было, возможно, по приднестровскому варианту». Он подчеркнул, что для Украины «является неприемлемым вариант ввода российских военных в Украину под видом миротворцев».
Такой вариант в Киеве учитывают, но только в контексте военных сценариев. Ранее многие эксперты говорили о том, что в случае эскалации конфликта США предоставят ВСУ оборонительное оружие. Владимир Путин на той же пресс-конференции коснулся этого вопроса: «Это суверенное решение США – продавать оружие или поставлять бесплатно – и той страны, которая является реципиентом этой помощи, мы на этот процесс повлиять не сможем, но есть общие международные правила и подходы. Поставка оружия в зону конфликта не идет на пользу умиротворению, а только усугубляет ситуацию. Если это произойдет в данном случае, то принципиально это действие, это решение ситуацию не изменит. Оно вообще никак не повлияет на изменение ситуации. Но количество жертв, безусловно, может увеличиться». Российский президент отметил, что ДНР и ЛНР могут ответить на это поставками оружия в «другие зоны конфликта, которые чувствительны для тех, кто создает проблемы для них».
Киев