Депутат Семен Семенченко намерен перекрывать дороги в ЛНР и ДНР. Фото со страницы Семена Семенченко в Facebook
В Верховной раде зарегистрирован законопроект о прекращении экономической блокады неподконтрольной Украине части Донбасса. Его автор, лидер партии «За жизнь» Вадим Рабинович предложил возобновить торговлю и железнодорожное сообщение в обмен на возвращение контроля над предприятиями, национализированными в ДНР и ЛНР. А депутат Семен Семенченко, один из вдохновителей первой, несанкционированной блокады Донбасса, анонсировал начало второго этапа блокады.
Официально украинская власть решением Совета нацбезопасности и обороны разорвала транспортные и торговые связи с неподконтрольными районами Донбасса в марте. Этому предшествовала начавшаяся в декабре 2016-го блокада железнодорожных путей, организованная людьми, которые назвались бывшими участниками АТО, членами общественных организаций, активистами. Их поддержали некоторые депутаты Верховной рады, в частности член фракции «Самопомощь» Семен Семенченко. Украинская власть, выступая против блокады, не решилась применить силу. К концу зимы ДНР и ЛНР объявили о переподчинении предприятий на территории самопровозглашенных республик, которые при этом оставались зарегистрированными в Украине. Киев назвал это национализацией и ввел блокаду, действующую до сих пор.
Депутат Вадим Рабинович отметил, что ситуация ударила в первую очередь по интересам Украины, поскольку из-за потери крупных предприятий на неподконтрольной территории разорвались промышленные связи, госбюджет потерял часть доходов, снизился ВВП страны.
В политическом плане, по его мнению, блокада привела к «началу реализации «приднестровского варианта», когда Украина постепенно теряет часть своей территории». Депутат отметил, что у Киева осталась пара месяцев, чтобы изменить ситуацию.
Через полтора месяца, в середине октября, истечет трехлетний срок действия закона «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», который так и не вступил в силу. Напомним, Верховная рада прошлого созыва приняла его в сентябре 2014 года, сразу после подписания Минских соглашений (Минск-1). Закон предусматривал широчайшие по украинским меркам полномочия местных органов власти в неподконтрольной Киеву части Донбасса. Но сами органы
Владимир Гройсман заявил блокадным активистам: МВД будет действовать жестко. Фото Reuters |
власти, согласно закону, должны были избираться на местных выборах в начале декабря 2014 года. Однако выборы не состоялись, поскольку ДНР и ЛНР, провозгласив независимость, в ноябре того же года провели свои, не согласованные с Киевом выборы глав и парламентов республик. Новый созыв Верховной рады (избранный в октябре 2014-го) внес поправки в закон, уточнив, что он вступит в силу только в случае выполнения тех пунктов Минских соглашений, которые связаны с обеспечением безопасности (прекращение огня, вывод с востока Украины войск и военной техники) и демонтажа системы ДНР/ЛНР. С тех пор закон формально является действующим, но в силу не вступил.
С прошлого года представители республик настаивают на своем порядке применения украинского закона: он должен быть введен в действие без ликвидации ДНР и ЛНР. При этом временный порядок особого самоуправления может быть введен в момент объявления местных выборов в республиках (по законодательству ДНР и ЛНР), а на постоянной основе закон должен начать действовать после проведения местных выборов, если их результаты признает ОБСЕ. Разница в том, что украинский сценарий урегулирования предполагает ликвидацию республик и восстановление украинской юрисдикции в регионе при помощи местных выборов (Киев настаивает, что они должны проводиться по украинскому законодательству); а ДНР и ЛНР видят в местных выборах завершающий этап становления республик и путь к признанию Украиной их особого статуса.
Донецк и Луганск считают правильным, чтобы сейчас украинские депутаты проголосовали за продление срока действия закона. Ранее и.о. министра иностранных дел ДНР Наталья Никонорова сказала агентству ДАН, что «результатом бездействия киевских властей в отношении продления действия закона об особом статусе Донбасса может стать невозможность реализации политических пунктов Комплекса мер по выполнению Минских соглашений (Минска-2 от февраля 2015 года. – «НГ»), что нанесет значительный ущерб всему процессу мирного урегулирования».
Украинский политолог, руководитель аналитического центра «Пента» Владимир Фесенко считает, что в республиках «волнуются, потому что не смогли использовать закон в своих интересах». В комментарии агентству УНН он отметил, что поправки в закон, уточняющие обстоятельства введения его в действие, вносились с целью принуждения противоположной стороны к выполнению Минских соглашений: «Если другая сторона будет выполнять Минские договоренности (в части обеспечения безопасности. – «НГ»), тогда будет действовать этот закон, касающийся политической части Минских соглашений». Фесенко отметил, что в октябре украинская сторона может принять новую версию закона об особом порядке самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, «которая больше соответствует нашим интересам». Но он не исключил, что Верховная рада вообще не будет заниматься этим вопросом.
Такой вариант тем более вероятен, что уже в начале сентября в парламент должен поступить законопроект, который условно называют «о деоккупации и реинтеграции Донбасса». Команда Петра Порошенко, по словам представителя президента в Верховной раде Ирины Луценко, разрабатывала проект вместе с экспертами. В общих чертах, по словам украинских чиновников, с идеями, заложенными в законопроект, ознакомлены и западные партнеры Киева. Сами депутаты утверждают, что не видели текста. Член «Оппозиционного блока» Михаил Папиев сказал в интервью телеканалу ZIK, что столь важный документ должен был выноситься на широкое обсуждение, чтобы депутаты, голосуя, знали мнение специалистов и всего общества.
Сейчас со слов чиновников известно только, что закон регулирует порядок применения силовых структур в случае отмены режима АТО, а также порядок функционирования местных органов власти. Ирина Луценко подчеркнула, что в новом законопроекте четко указано, что «Россия является государством-агрессором», а неподконтрольные Киеву территории – «временно оккупированными». Депутат от «Блока Петра Порошенко» Алексей Гончаренко пояснил украинским СМИ, что цель закона – перевести в юридическую плоскость ту ситуацию, которая сложилась на сегодня: «Против нас ведется гибридная война… Режим АТО себя исчерпал, он не соответствует реальным вызовам».
Бывший замглавы Донецкой военно-гражданской администрации Виктор Андрусив, комментируя сообщения о сути нового закона, усомнился в том, что он позволит реинтегрировать Донбасс. Андрусив сказал изданию «Апостроф»: «Исходя из озвученных заявлений, речь идет о том, что Украина прекращает активные действия по возвращению этих территорий, считает эти территории оккупированными и возлагает всю ответственность за их содержание на Россию. Но вместе с тем, поскольку мы прекращаем попытки возобновить контроль, мы начинаем выстраивать какие-то новые отношения – так, как сегодня это происходит с Крымом: можно поехать в Крым, люди приезжают оттуда. В чем тут реинтеграция?..»
Депутат Вадим Рабинович считает, что до сих пор действия украинской власти приводили не к сближению, а к отдалению Донбасса: «У нас осталось, может быть, всего два–три месяца, чтобы не потерять Донбасс». Политик предложил в качестве первого шага свой законопроект, в котором сказано, что Украина возобновляет поставки товаров и услуг через линию разграничения с неподконтрольными районами Донбасса в обмен на возвращение (со стороны ДНР и ЛНР) Украине полного контроля над национализированными ранее предприятиями. Обеспечить законность и безопасность транспортного сообщения и торговли должны силовые структуры Украины, включая СБУ и МВД. А в случае чрезвычайных ситуаций (в том числе военного характера) предлагается предусмотреть возможность прекращения действия закона об отмене блокады.
В ДНР и ЛНР еще не прокомментировали ситуацию. Но люди, которые организовали первую блокаду в декабре 2016 года, сейчас собираются начать второй этап. Об этом сообщил депутат Семен Семенченко: «За лето мы накопили силы, открыли ряд лагерей вдоль российской границы и готовы, если государство и впредь будет бездействовать в деле укрепления нашей обороноспособности, выступать как представители гражданского общества».
Премьер-министр Владимир Гройсман в июне предупредил, что власть больше не будет попустительствовать: «Махновщина – это худший путь». Он сказал, что при попытке организовать новую блокаду в любой точке страны правоохранительные органы будут действовать немедленно и жестко. Предполагается, что в сентябре споры могут разгореться в стенах Верховной рады. Выйдет ли противостояние за стены парламента, зависит от способности политиков договориться.
Киев