Каха Каладзе (на переднем плане), блиставший на футбольных полях Европы, оказался хорош и на политической арене Грузии. Фото Reuters
Власти и оппозиция Грузии не смогли устранить противоречия по конституционной реформе и, обвинив друг друга в неконструктивном подходе, прекратили переговоры. Власть напоследок предложила оппонентам представить свои соображения по поводу поправок в Конституцию в письменном виде. В Страсбург на встречу с представителями Венецианской комиссии делегация правящей «Грузинской мечты» (ГМ) поедет, не выполнив ее рекомендацию, – найти общий язык с оппозицией.
Переговоры в Страсбурге состоятся в середине сентября. Оставшихся двух недель ГМ не хватит для достижения консенсуса с политическими оппонентами. Этих двух недель могло не хватить даже в том случае, если бы стороны имели желание найти компромисс, настолько глубоки противоречия.
Оппозиция категорична в требовании ликвидировать мажоритарную систему к ближайшим парламентским выборам в 2020 году и оставить прямые выборы президента Грузии. Никакие иные варианты ее не устраивают, и проект конституционных поправок, прошедший в парламенте два слушания, она называет попыткой окончательной узурпации власти «Грузинской мечтой».
Власть, в свою очередь, предлагает оппозиции, неформально объединившейся в своем неприятии реформы, различные «соблазны», как, например, отмену избирательного порога. Это означает, что шанс пройти в парламент появится у самых низкорейтинговых партий. По слухам, власть готова обсудить даже вариант временного сохранения всенародных президентских выборов. И даже принять его, если оппозиция смирится с отменой мажоритарных выборов не сейчас, а к парламентским выборам 2024 года. Правда, в этом случае у Венецианской комиссии возникнут вопросы о смысле конституционной реформы в эти дни, если усиление демократических принципов государственного устройства запланировано чуть ли не через 10 лет. Но, может, ГМ легче будет переварить недоумение «венецианцев», чем неуклонное повышение внутриполитической напряженности в Грузии. В конце концов, рекомендации Венецианской комиссии являются лишь рекомендациями, не являющимися обязательными к исполнению, и в крайнем случае европейские эксперты дежурно выразят обеспокоенность поляризацией политического лагеря и еще раз посоветуют грузинским властям и политикам найти путь хотя бы для ослабления конфронтации.
Однако конфронтация до поры до времени обещает нарастать – 21 октября в Грузии состоятся выборы в органы местного самоуправления. Вопреки ожиданиям в них решили участвовать практически все мало-мальски заметные политические партии страны. По мнению некоторых наблюдателей, приближающиеся выборы могли стать, а теперь точно станут одним из факторов ужесточения позиций власти и оппозиции по вопросам конституционной реформы.
До 21 октября ГМ точно не откажется от идеи отмены мажоритарных выборов до 2024 года и избрания президента коллегией выборщиков. Уступка в этих вопросах оппозиции перед выборами в органы местной власти может быть истолкована населением как проявление слабости. И точно так же оппозиция, в первую очередь бывшая партия власти – «Единое национальное движение» (ЕНД), – и отколовшаяся от ЕНД «Европейская Грузия» не пойдут по этим вопросам навстречу ГМ, дабы не быть «уличенными» своим электоратом в некоем «коллаборационизме» с властью.
Вот в таком жестком противостоянии политическая элита Грузии приближается к выборам в местные органы самоуправления. По мнению экспертов и по данным некоторых опросов, солидное преимущество в этом процессе на стороне властей. Например, итоги выборов мэра Тбилиси во многом кажутся предопределенными: вице-премьер, министр энергетики Каха Каладзе – прекрасный в недавнем прошлом футболист, опережает своих конкурентов с двукратным перевесом. Впрочем, нет сомнений и в том, что оппозиция не преминет обвинить ГМ в фальсификации итогов. Противостояние продолжится, и конституционную реформу властям придется осуществлять в состоянии жесткого клинча с оппонентами.