Обычно офицеры Центра по борьбе с коррупцией приходят «на объект» утром. Фото с сайта www.cna.md
В правительстве Молдавии прошли обыски. Начальник следственного отдела Национального центра по борьбе с коррупцией (НЦБК) Богдан Зумбряну сообщил «НГ», что они коснулись замминистра образования и служащих Министерства юстиции. Задержаны четыре человека. Обыски проводились по факту коррупции и извлечению выгоды из влияния, сказал «НГ» глава Антикоррупционной прокуратуры республики Виорел Морарь. Задержания связаны с уголовными делами, в которых фигурируют также посредники – нотариусы и представители бюро переводов.
По сообщению пресс-службы Национального антикоррупционного центра, четыре человека задержаны в результате обысков, проведенных в понедельник в здании правительства и Министерства юстиции Молдавии.
Речь идет о сотруднице Министерства просвещения и трех посредниках. Все они фигурируют в делах о коррупции и извлечении выгоды из влияния. Задержанные доставлены в НЦБК для допроса, сказал «НГ» начальник следственного отдела НЦБК Богдан Зумбряну.
Молдавия активно борется с коррупцией уже два года. В 2015 году в Кишиневе и других городах страны проходили массовые акции протеста, участники которых требовали смены власти и возвращения украденного из трех молдавских банков 1 млрд долл. С этим преступлением связывали имя тогда премьер-министра Владимира Филата. 15 октября 2015 года он был задержан прямо в зале заседаний парламента после того, как депутаты проголосовали за снятие иммунитета с главы правительства, лидера правящей Либерально-демократической партии (ЛДПМ). Суд над Филатом состоялся в минувшем году, бывший премьер был приговорен к девяти годам тюрьмы. Это стало возможным после того, как показания на Филата дал Илан Шор – глава админсовета Banca de Economii, муж певицы Жасмин, который упоминался в докладе американского детективного агентства Kroll, расследовавшего «кражу века». Если бы не показания Шора, то неизвестно, как сложилась бы судьба экс-премьера Филата. А так он оказался в тюрьме, лишился имущества и государственных наград. Прокуроры требовали для Филата 19 лет заключения и потому посчитали судебный приговор «слишком мягким, не соответствующим тяжести преступления». Тем более что генпрокурор (теперь бывший) Корнелиу Гурин с трибуны парламента объявил Филата причастным к выводу миллиарда долларов из молдавских банков в офшоры.
Затем пришло время Илана Шора – мэра города Оргеева. За содействие следствию он до суда находился под домашним арестом. Но 21 июня с.г. Шор был приговорен судом к семи с половиной годам лишения свободы с исполнением наказания в пенитенциарном учреждении полузакрытого типа. Одновременно домашний арест был заменен на судебный надзор до вступления в силу окончательного решения.
Несмотря на мягкий приговор, положение Шора в любой момент может существенно ухудшиться, отмечает интернет-портал ipn.md. Антикоррупционная прокуратура требовала приговорить его к тюремному заключению сроком на 19 лет с последующим запретом на занятие определенных должностей в руководстве финансовых организаций до пяти лет. В рамках этого уголовного дела Шор обвиняется в том, что в 2014 году обманным путем получил в Banca de Economii кредитов более чем на 5 млрд леев (1 долл. – 17,8 лея), которые затем были отмыты при помощи десятков офшорных фирм. Именно на Шора, действовавшего в качестве главы админсовета Banca de Economii, и на группу связанных с ним лиц и компаний указывает расследование компании Kroll. В марте 2016 года Национальный банк Молдовы выпустил пресс-релиз, в котором со ссылкой на отчет Kroll подтвердил наличие веских доказательств их решающей причастности к мошенничеству.
Завтра Буюканский суд Кишинева начнет рассмотрение дела экс-депутата Кирилла Лучинского (сына экс-президента Молдавии Петра Лучинского) за предполагаемое участие в махинациях в Banca de Economii, Banca Sociala и Unibankа. Его подозревают в отмывании денег в особо крупных размерах. В случае подтверждения обвинений ему грозит наказание до 10 лет лишения свободы.
Накануне был приговорен к одному году и четырем месяцам лишения свободы бывший министр транспорта и дорожной инфраструктуры Юрие Киринчук. Его задержали представители Национального центра по борьбе с коррупцией в рамках уголовного дела по неправомерному распределению денежных средств из европейских фондов и превышению служебных полномочий. Получение им взятки размером в 50 тыс. евро было заснято камерой видеонаблюдения и было обнародовано в социальных сетях. В тот же день по подозрению в коррупции были задержаны бывший руководитель администрации автомобильных дорог Вячеслав Телеман и целый ряд чиновников.
На днях признал свою вину задержанный весной текущего года по подозрению в коррупции бывший замминистра экономики Валерий Трибой. Об этом заявил прокурор Дорин Компан. По его словам, окончательный приговор по данному делу будет вынесен во вторник, 22 августа. Бывший член правительства был задержан 31 марта. Он обвиняется в превышении полномочий, злоупотреблении властью и нанесении ущерба государству в особо крупных размерах.
Уголовное дело заведено также на мэра Кишинева Дорина Киртоакэ.
А вчера список подозреваемых в коррупции пополнили замминистра образования и сотрудника Министерства юстиции. Министр юстиции Владимир Чеботарь надеется, что обвинения в отношении сотрудника его министерства не подтвердятся.
Напомним, вчера утром антикоррупционные прокуроры и офицеры Национального центра по борьбе с коррупцией начали серию обысков в здании правительства Республики Молдова (РМ). Это «НГ» подтвердил начальник следственного отдела НЦБК Богдан Зумбряну. Он отметил, что обыски проводили следователи Антикоррупционного центра совместно с прокурорами Антикоррупционной прокуратуры.
Молдавская власть старается доказать Европе, что республика успешно борется с коррупцией. Ранее, когда стало известно о пропаже из молдавских банков 1 млрд долл., генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд заявил о том, что Молдова является страной, захваченной олигархами. Это стало расхожей фразой. Недавно о ее актуальности заявил экс-президент РМ, депутат, лидер Компартии Владимир Воронин. Он отметил, что коррупцией поражен весь политический класс страны. Правда, себя он к таковым не отнес.