Фото пресс-службы Министерства экономики Республики Беларусь
Белорусские обыватели удивляются, а эксперты сокрушаются – Лукашенко потребовал трудоустроить всех без исключения. «Мы вычленим людей по персоналиям: кто может, но не хочет, кто хочет, но не может, и тех, которым надо лопату в зубы – и пошел работать», – заявил белорусский президент во время поездки в Брест. Он рекомендовал местным властям «где-то заставлять, где-то наклонять», но приучать людей к труду. По мнению Лукашенко, в Белоруссии формируется «класс безработных».
«У нас полмиллиона безработных», – утверждает он. Глава белорусского государства полагает, что их количество будет расти, «а этого допустить нельзя». «Мы должны заставить всех работать», – распорядился Лукашенко и порекомендовал делать это «специфическими методами», не уточнив, правда, что он под этим понимает.
Вполне вероятно, что вскоре определенные трудности возникнут на пути более предприимчивых жителей западных регионов. Пользуясь близостью к Европе, они находят возможность зарабатывать приграничной торговлей. Популярны сейчас и поездки в Польшу «на заработки». Да и в целом западные регионы более предприимчивы, и их жители более других граждан страны не хотят идти на «дешевые» рабочие места в государственном секторе. «Для этих людей нужно создавать такие условия, чтобы они шли работать швеями, бетонщиками и пр.», – распорядился на их счет Александр Лукашенко.
Обывателя требование взять «лопату в зубы» позабавило и заставило вспомнить недавнее требование Лукашенко «раздеться и работать». Однако эксперты смотрят глубже и видят в планах и намерениях Лукашенко серьезную угрозу для будущего страны. «Это гимн физическому труду. Он считает, что физическая работа – это и есть труд», – сокрушается экономист Леонид Заико. В то время как «сейчас мир уходит от физического труда», прокомментировал эксперт высказывания Лукашенко. «Желание нашей власти заставить идти к станку, это постановка 1937 года. Это старые идеи, которые не имеют отношение к современному миру», – уверен эксперт.
Экономисты напоминают, что идея ликвидации безработицы – это советская антирыночная утопия. Во-первых, она убивает конкуренцию за рабочие места, снижает мотивацию, а следом и эффективность. Во-вторых, требует наличия таких же, как в советское время, условий – закрытых границ и отсутствия выбора у граждан. В конечном итоге такая постановка вопроса тянет страну назад.
Эксперты соглашаются с тем, что безработица будет расти – на государственных предприятиях около 20% «лишних» работников, которых не увольняют только во избежание социального протеста. Однако у Лукашенко есть еще один популистский «фетиш» – средняя зарплата, и он требует ее неуклонного роста. Помимо ликвидации безработицы в ходе своего брестского турне Александр Лукашенко потребовал в ближайшие год-два повысить зарплату еще в два раза, до 1,5 тыс. руб., или 750 долл. в эквиваленте. В условиях длительной рецессии (рост в 1% эксперты не склонны называть даже восстановлением экономики) повысить зарплату можно только за счет увольнения этих «лишних» работников. Налицо противоречие. Выполнить оба этих указания просто невозможно, уверены экономисты.
Напомним, что Международный валютный фонд и местные аналитики рекомендовали властям Белоруссии не держаться за эти «пустые» дешевые и неэффективные рабочие места, а, наоборот, позволить предприятиям их ликвидировать, одновременно направив высвободившиеся средства на повышение пособий по безработице и переобучение людей на востребованные профессии, связанные с предоставлением услуг и знаний. По их мнению, правильно стимулировать самозанятость, а не создавать преграды на пути тех, кто может заработать сам и ничего не просит у государства. «Однако Лукашенко – человек прошлой эпохи и, к сожалению, не способен понять и принять новые современные реалии и, оставаясь у власти, тянет страну назад», – сокрушаются эксперты. Для дальнейшего удержания власти ему как раз и нужен бедный и зависимый от государства народ.
«У Лукашенко нет новых идей», – констатирует политолог Валерий Карбалевич, комментируя возвращение в арсенал белорусской власти старых популистских инструментов. Правда, у эксперта есть сомнения относительно того, что они снова сработают. «Рассуждения Лукашенко про тысячу или полторы тысячи рублей уже вызывают у электората только раздражение и дают обратный эффект», – полагает он.
Минск