Фото пресс-службы президента Республики Беларусь
В Управление Верховного комиссара ООН по правам человека вчера поступила первая индивидуальная жалоба от гражданина Белоруссии на то, что власти нарушают свободу выражения мнений и право на мирные собрания. Институт принял к рассмотрению жалобу жителя Гомеля, члена оппозиционной Объединенной гражданской партии Владимира Кацора, который обвиняет власти в нарушении его права на свободу слова.
О жалобе Владимира Кацора сообщили гомельские СМИ. Чуть позже информацию журналистам подтвердил правозащитник Леонид Судаленко, который оказывал юридическую помощь в подготовке этого документа. По его словам, в жалобе Владимира Кацора говорится о том, что власти страны нарушили его права на свободу выражения мнения и участие в мирном собрании.
Речь идет о событиях февраля. Оппозиционный активист принимал участие в акции протеста против норм декрета № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», именуемого в народе как «декрет о тунеядцах». Шествие, в котором Кацор принимал участие, прошло мирно, люди просто хотели высказать свое несогласие с нормами декрета, в частности, с тем, что все неработающие должны выплачивать специальный сбор в бюджет. Тем не менее Владимир Кацора получил 12 суток ареста. По словам Леонида Судаленко, граждан, чьи права были нарушены, было много и почти все они решили воспользоваться правом подачи индивидуальных жалоб в ООН. «Пусть власть в рамках налаживания отношений с европейскими институтами сейчас объясняет, почему преследует своих граждан после мирных акций», – объясняет мотивы таких действий белорусских «жалобщиков» правозащитник.
Президент Александр Лукашенко тем временем пытается доказать населению, что он «в доме хозяин» и не боится никаких акций протеста и давления международного сообщества. Как писала «НГ» на прошлой неделе, белорусский лидер заявил, что не собирается отменять этот декрет, несмотря на возникающие проблемы, которые связаны с ним. Однако тогда из сказанного Лукашенко было непонятно, во что власть попытается трансформировать злополучный декрет.
Теперь идея новой версии декрета начинает постепенно проясняться, и похоже, что на данном этапе речь не идет о возвращении к уплате сбора. Идеи декрета – все должны работать и финансировать госрасходы – будут реализованы по двум направлениям. Во-первых, местная власть должна будет найти работу для всех. Во-вторых, те, кто даже в этих условиях работать не пожелает, должны будут оплачивать услуги, которые субсидируются из государственного бюджета. «Перечень определит правительство, в настоящее время оно работает в этом направлении», – уточнила министр труда и социальной защиты Ирина Костевич.
Еще одним новшеством в связи с идеями декрета станет появление в Белоруссии ID-карты. По планам властей, произойдет это к концу 2018 года. Карта будет содержать всю информацию о человеке, в том числе – работает он или нет, а следовательно, будет понятно, нужно ли взимать с него плату, например, за медицинское обслуживание или за ЖКУ. При этом бесплатными подобные услуги останутся для тех безработных, которые «оказались в трудной жизненной ситуации».
Власть пытается дать понять населению, что на самом деле нет ничего бесплатного – и это хорошо, комментируют очередные идеи чиновников местные аналитики. Неплохо и появление ID-карт, которые позволят в перспективе решать много бытовых проблем простым считыванием информации. Однако все другие планы властей не выдерживают никакой критики. В первую очередь потому, что администрирование всех этих новшеств обойдется гораздо дороже, чем будет получено денег.
Ведь для того чтобы взимать деньги с неработающего человека, например, за посещение поликлиники, нужно знать, сколько это стоит. Это значит, что все услуги в стране вплоть до талона на проезд в городском транспорте должны будут иметь две цены – «для тунеядцев» и для работающих. А предварительно какие-то чиновники должны будут еще и решить, к какой категории отнести человека – «тунеядец» или «попавший в трудную жизненную ситуацию». Это нереальный объем невыполнимых работ, считают аналитики.
Эксперты обращают внимание, что постепенно по мере ухудшения экономической ситуации в стране и снижения зарплат в неэффективном госсекторе идея борьбы с тунеядством серьезно трансформировалась. Ранее «НГ» писала, что первоначально чиновники просто хотели вывести на свет теневиков. То есть деньгами должны были делиться те, у кого они есть, но кто заработал их нечестно. Однако сейчас, по мнению политолога Николая Бурова, у декрета совсем другая задача – привязать к низкооплачиваемым рабочим местам самые уязвимые слои населения для «сохранения контроля над основной массой населения».
Экономисты напоминают, что для решения всех этих проблем в мире наработан арсенал средств. Например, страховая медицина сразу снимает проблему доступа «тунеядцев» к медицинским услугам. Ликвидация перекрестного субсидирования жилищно-коммунального хозяйства, к чему безрезультатно призывал Белоруссию Международный валютный фонд (МВФ), уравнивает в правах всех плательщиков, а малоимущим открывает возможность воспользоваться субсидиями (по требованию МВФ система субсидирования была создана). Однако это все рыночные методы, которые совершенно не подходят Лукашенко, потому что делают систему использования госсредств прозрачной, а людей – независимыми от субъективизма чиновников.
Минск