Минский тракторный завод будет бороться за право производить новый вид техники с частным предприятием. Фото с сайта www.svaboda.org
Белоруссия намерена освоить производство трактора, который составит конкуренцию российскому «Кировцу», причем как на местном рынке, так и на внешнем. Конкретные параметры этого проекта правительство должно проработать к концу лета. А опытно-промышленные партии, по планам правительства, могут появиться в будущем году.
«Шарнирно-сочлененный трактор в Республике Беларусь будет», – сообщил журналистам министр промышленности Виталий Вовк, рассказывая об итогах совещания у президента на тему тракторостроения, которое состоялось на этой неделе.
Министр уточнил, что речь идет о тракторе, который пользуется спросом на внешних рынках и может составить конкуренцию зарубежным производителям. По его оценке, это очень перспективный проект. «Думаю, в течение года-двух производство будет запущено», – сообщил Виталий Вовк. По его словам, опытно-промышленные партии могут появиться в следующем году.
Разговоры о том, что Белоруссия начнет выпускать шарнирно-сочлененный трактор, ходили в среде производителей с весны. Интригу теме придает тот факт, что о расширении линейки тракторов заявил вовсе не известный белорусский производитель – Минский тракторный завод (МТЗ), а частная компания «Амкодор», которой владеет приближенный к власти бизнесмен Александр Шакутин.
Более того, «Амкодор» уже показал, как будет выглядеть новый трактор во время выставки «Белагро», которая традиционно проходит в республике в начале лета. Правительство еще в мае дало добро на привлечение для реализации проекта китайского кредита в размере 192 млн долл. Тогда же эксперты рынка на удивленные вопросы дилетантов: зачем Белоруссии еще один производитель тракторов, если мы не знаем, куда деть уже имеющиеся, – отвечали, что МТЗ таких машин не делает. Ближайшие конкуренты новому трактору – российский «Кировец», который выпускает Петербургский тракторный завод, и российско-канадский Versatile («Ростсельмаш»), рассказывали специалисты завода, презентуя новую технику.
Эксперты уточняют, что сфера применения такой техники не очень широкая и ее доля в общем объеме производства тракторов невысока – в России примерно 12%, а в других странах и того меньше. Тракторы, о которых идет речь, настолько тяжелые и мощные, что использовать их имеет смысл только на очень больших площадях, чтобы тянуть очень широкую почвообрабатывающую технику – около 10 м. В самой Белоруссии их традиционно еще с советских времен используют в качестве трамбовщиков. Основной рынок, на который может претендовать белорусский аналог «Кировца», – белорусский и российский, говорят эксперты, потому что составить конкуренцию мировым производителям типа John Deere, New Holland, Claas и подобным он едва ли сможет.
Небольшой рынок сбыта и наличие в стране другого производителя тракторов – основные факторы, которые вызывали удивление экспертного сообщества на стадии возникновения идеи проекта. Однако когда речь идет о придворном бизнесе, то вопросы излишни.
Тем не менее они возникли у самого президента Александра Лукашенко. «Главный вопрос: надо нам или не надо ввязываться в создание новых типов тракторов? Если да, то на какой базе их развивать? На базе имеющейся школы или создавать новую?» – задался он вопросом на недавнем совещании. Логично было бы, чтобы новым трактором занялся МТЗ. Тем более что косвенно «Амкодор» все же составит конкуренцию традиционному производителю. В первую очередь за деньги господдержки на закупку техники. Как утверждают эксперты рынка, МТЗ в самом ближайшем будущем тоже намерен выпустить на рынок новый довольно мощный трактор, который может выполнять примерно те же задачи и претендовать на тот же небольшой объем государственного пирога. Кроме того, не исключено, что квалифицированные специалисты начнут уходить с проблемного государственного МТЗ на частный и гораздо более успешный «Амкодор».
Ну и, наконец, сам Александр Лукашенко не один раз высказывал возмущение в адрес российских производителей, которые выводят на общий рынок Евразийского экономического союза некую продукцию, которая производится в Белоруссии, вместо того чтобы скооперироваться с союзниками. Теперь, по сути, он сам поступает так же, и российские производители тоже могут высказать Лукашенко свое недовольство. Как минимум игнорируя продукцию конкурента.
Президент дал представителям обоих лобби время до 1 сентября, чтобы они определились, кто же будет делать новый трактор. Правда, в свете всех вышеизложенных обстоятельств еще и само решение о его серийном производстве может быть отменено.
Минск