Эдвард Налбандян не первый раз встречается с Эльмаром Мамедъяровым. Фото РИА Новости
Сегодня в Австрии состоится неофициальная встреча министров иностранных дел стран – участниц ОБСЕ. Ранее сообщалось, что в этот день в местечке Мауэрбах могут пройти переговоры глав внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении. Ереван в понедельник подтвердил: министр Эдвард Налбандян выехал в Австрию. О готовности к переговорам главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова Баку заявлял до военного обострения в непризнанной Нагорно-Карабахской республике (НКР) на прошлой неделе.
В НКР сейчас спокойно. Может даже показаться, что гибель азербайджанского ребенка во время недавних взаимных артобстрелов отрезвила стороны. Хотя бы на время. Но такое бывало не раз. И дети погибали с обеих сторон неоднократно. Однако до стабильности в регионе все еще далеко.
Нынешнюю трагедию стороны преподнесли мировой общественности каждая на свой лад. Азербайджанская обвинила армян в немыслимой жестокости. Армянская же сторона в очередной раз призвала соперника как минимум убрать свои артиллерийские установки из населенных пунктов – попытки подавить их активность и впредь могут оборачиваться жертвами среди гражданского населения, но еще лучше – строго придерживаться режима перемирия. А то, что огонь, открываемый армянской стороной, носит ответный характер, в последнее время подтверждают отчеты Минской группы (МГ) ОБСЕ, курирующей переговорный процесс.
В преддверии встречи министров официальный представитель МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев заявил, что Баку «готов к субстантивным переговорам по скорейшему решению нагорно-карабахского конфликта и изменению недопустимого и неустойчивого статус-кво». Армянская сторона не считает подобную позицию проявлением конструктивного подхода – урегулирование, о котором говорит Азербайджан, предполагает, по сути, односторонние уступки со стороны Армении и НКР. Аналитик Саргис Арцруни пишет, что «очевидно, министрам иностранных дел нечего предложить друг другу, потому что они преследуют совершенно разные, взаимоисключающие повестки. С другой стороны, дипломатическая игра в слова несвоевременна в данный момент, когда на передовой ситуация близка к войне. В подобном положении утверждение Баку о том, что необходимо начать содержательные переговоры по урегулированию, неадекватно и скорее напоминает ультиматум, потому что для Азербайджана суть процесса урегулирования искажена и доведена до уровня принуждения армянской стороны к односторонним уступкам». «Иными словами, Азербайджан предлагает Армении капитулировать или готовиться к войне», – резюмирует Арцруни. В статье приводятся слова замминистра обороны Армении Артака Закаряна. Он не склонен считать, что Азербайджан рискнет развязать войну. «Беспорядочными и неорганизованными действиями не начинают полномасштабную войну. Это делается для того, чтобы в очередной раз отвлечь внимание собственного общества от различных внутренних проблем, оказаться в центре внимания международного сообщества, это подчеркнутое поведение по дестабилизации ситуации накануне встреч различного уровня и в различных форматах, которое главным образом можно охарактеризовать как террористический подход к процессу урегулирования», – говорит он.
Однако, с другой стороны, активное наращивание Азербайджаном своего арсенала может свидетельствовать об обратном. В сообщении Министерства обороны республики, распространенном накануне возможной встречи Мамедъярова и Налбандяна, говорится, что «в Бакинский порт в большом количестве (доставлены) снаряды, ракеты и другое военное оборудование, предназначенное для точного и площадного поражения боевых средств, инженерных сооружений, живой силы и других объектов противника соответствующими ракетно-артиллерийскими системами». Военное ведомство отмечает, что эшелонированные боеприпасы многократно увеличат боевые возможности дислоцированных на линии фронта войск, а доставлены они согласно подписанным ранее контрактам о военно-техническом сотрудничестве между Азербайджаном и Россией.
Армения, первые лица которой призывали общественность с пониманием относиться к российско-азербайджанскому сотрудничеству по военно-торговой линии, далека от того, чтобы внимать этим призывам, ибо в ее трактовку армяно-российского стратегического союзничества подобные сделки никак не вписываются. Даже несмотря на то, что Армения стала первым и единственным государством, получившим от России знаменитые «Искандеры». Впрочем, в Австрии об этом речь не пойдет.
В Мауэрбахе Налбандян, вероятно, еще раз засвидетельствует склонность армянской стороны решить проблему миром в соответствии с Мадридскими принципами, подразумевающими именно компромиссные действия и исключающими не только военные действия между конфликтующими сторонами, но и милитаристскую риторику. Схожие заявления прозвучат и от Мамедъярова. В нюансы, в которых, по расхожему выражению, кроется дьявол, традиционно будет посвящен только узкий круг участников переговоров. Сами переговоры можно будет считать вполне успешными, если на линии соприкосновения в НКР напряженность хоть немного пойдет на спад.