Фото Gettyimages
Украинское Министерство экологии и природных ресурсов намерено провести инвентаризацию и проверку промышленных предприятий Донбасса, которые несут потенциальную угрозу экологии. Речь идет о сотнях объектов по обе стороны от линии разграничения. В Киеве утверждают, что экологическая катастрофа практически неизбежна и из региона нужно отселять людей. В ДНР и ЛНР считают подобные заявления следствием непрофессионализма украинских чиновников. И рекомендуют провести проверки на предприятиях в тех районах Донбасса, которые подконтрольны Киеву.
Об экологических проблемах на востоке Украины время от времени вспоминают с 2014 года. Специалисты неоднократно заявляли об опасности боевых действий в густонаселенном регионе, где расположены около 900 предприятий, использующих в производстве и имеющих в отходах разные виды опасных веществ – хлор, ртуть, радиоактивные материалы. Летом с.г. обсуждение этого вопроса перешло из научной в политическую плоскость. В Киеве заявили, что из-за регулярных повреждений линий электропередач без электричества остаются предприятия, подающие воду и обеспечивающие водоотвод. Кроме гуманитарных проблем для жителей региона это создает проблемы с функционированием сложной инфраструктуры. Отстойники отходов на некоторых предприятиях переполнены, а ряд угольных шахт затапливаются.
Тему развил замминистра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука, который с июля 2015-го по апрель 2016 года возглавлял Луганскую военно-гражданскую администрацию Украины. Он заявил «5 каналу», что загрязнение воды в регионе уже началось и через 10 лет в Донбассе невозможно будет жить. «Из-за приближающейся экологической катастрофы в Донбассе и начавшихся процессов, которые невозможно локализовать, следует безотлагательно разрабатывать программу эвакуации оттуда населения…» – сказал он. Тука отметил, что площадь загрязнения может составить до 15 тыс. кв. км, пострадают как Украина, так и Россия.
Что происходит на самом деле на предприятиях по обе стороны от линии разграничения, насколько процессы опасны и необратимы, планирует выяснить специальная комиссия. Об этом сообщил на днях министр экологии и природных ресурсов Украины Остап Семерак: «Минприроды (Украины. – «НГ») уже договорилось с ОБСЕ и начало проект по инвентаризации объектов, несущих экологическую и техногенную угрозу на территории Донецкой и Луганской областей». Он отметил, что, по данным украинской стороны, из 113 водозаборов подземных вод Донбасса около 50 уже загрязнены».
Далее украинская сторона намерена на уровне контактной группы в Минске поставить вопрос о допуске на опасные объекты украинских и зарубежных специалистов. Кстати, по словам представителей украинской делегации, в апреле с.г. договоренность о таких проверках была достигнута в Минске. Но ДНР и ЛНР отказались допустить «чужих» на свои объекты. Первый зампредседателя Верховной рады, представитель Украины в гуманитарной подгруппе на переговорах в Минске Ирина Геращенко на днях отметила на своей странице в соцсети: «Критической остается ситуация с шахтами на оккупированных территориях (ДНР и ЛНР. – «НГ»)… Там 115 украинских шахт, 7 из них полностью разрушены и не могут быть восстановлены. На некоторых украдено и вывезено оборудование, некоторые подтоплены до критического предела – там необходимо немедленно откачать воду, иначе произойдет непоправимое: оползни, загрязнение грунтовых вод, рек. Немецкие эксперты готовы немедленно выехать на место беды и предоставить помощь, но другая сторона… не пускает зарубежных экспертов на эти объекты».
В ЛНР официально не отреагировали на волну заявлений из Киева. В ДНР, напротив, обнародовали ряд заявлений. Так, представитель Донецка на Минских переговорах, глава парламента (Народного совета) ДНР Денис Пушилин заверил, что безопасность работы предприятий на территории республики контролируется надлежащим образом: «Изучая на реальных примерах аварийные случаи и возникающие в процессе добычи и переработки угля риски, специалисты научно-исследовательских институтов разрабатывают механизмы их недопущения. И механизмы эти весьма эффективны. В связи с чем я с уверенностью могу говорить о том, что ситуация с экологическими рисками угледобывающей промышленности в ДНР находится под постоянным контролем. Более того, помимо оценки, проведенной нашими специалистами, свое экспертное заключение давали и специалисты из Российской Федерации».
В то же время он заявил, что беспокойство вызывает ситуация на предприятиях в подконтрольных Киеву районах Донбасса: «В рамках контактной группы в Минске мы неоднократно поднимали вопрос о проведении совместных инспекций объектов критической инфраструктуры, таких как Авдеевский коксохимический завод, Константиновский химический завод, Дзержинский фенольный завод и ряда других опасных производств». На некоторых из этих предприятий в июне побывала делегация депутатов Европарламента в сопровождении украинских чиновников. Гостей убедили в том, что Украина обеспечивает безопасность производств. Но Денис Пушилин в своем заявлении упомянул, в частности, о «высокой степени коррумпированности украинских чиновников». Он подчеркнул: «По информации, полученной от сотрудников предприятий, ситуация на ряде производств критическая».
В ДНР убеждены в непрофессионализме украинских чиновников, отвечающих в том числе за экологию. Этим объясняют бессмысленность инспекции с украинской стороны. На заявление Георгия Туки ответил официальным заявлением председатель Государственного комитета по экологической политике и природным ресурсам при главе ДНР Роман Кишкань. Он отметил: «В центральном районе Донбасса, в ДНР, сегодня работают 24 шахты с действующими водоотливными комплексами (как те, которые функционируют полноценно, так и те, которые находятся под ликвидацией). Из них только 5 имеют сброс шахтных вод в бассейн Северского Донца – две в Кривой Торец, три – в Лугань». Все показатели состава воды, по словам чиновника, в норме. Кишкань признал, что с 2014 года «ряд шахт, попавших в зону активных боевых действий, были вынужденно затоплены, причем с обеих сторон от линии разграничения». Но опроверг звучащие из Киева заявления о вероятности попадания опасных веществ в водоносные слои.
Украинская власть собирается обратиться в международные организации, которые способны через Россию надавить на ДНР и ЛНР, чтобы руководство республик дало добро на международную инспекцию предприятий на неподконтрольной Киеву территории. Четвертый год войны в Донбассе свидетельствует, что у международных организаций нет действенного механизма влияния на ситуацию в зоне конфликта. «Нормандская четверка» вопреки ожиданиям так и не договорилась даже о дате телефонного разговора лидеров Германии, Франции, Украины и России. Достигнутая на Минских переговорах договоренность о «хлебном перемирии» (с 24 июня по 31 августа) не выполняется. Все стороны сообщают о некотором снижении числа обстрелов своих позиций: с 50–60 до 25–35 в сутки. Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ фиксирует текущую ситуацию, но повлиять на нее не может. На выходных пресс-центр украинского штаба Антитеррористической операции сообщил о том, что полевой офис миссии ОБСЕ в Попасной (Луганская область) был эвакуирован из-за обстрела «запрещенными Минскими соглашениями 82-мм минометами, а также зенитными установками и стрелковым оружием». Поскольку в миссии ОБСЕ в Донбассе работают безоружные гражданские лица, они не могут обеспечить выполнение планов Киева по проверке безопасности объектов в ДНР и ЛНР. Киев