Мартовскую демонстрацию в Минске разгоняли, не церемонясь. Фото с сайта www.svaboda.org
В Минске каждый день на свободу выходят по несколько человек, проходивших по делу о подготовке массовых беспорядков весной этого года. Эксперты полагают, что избавиться от заключенных, которые имели все основания получить статус политических, власти Белоруссии хотят перед сессией Парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ, которая состоится в Минске 5–9 июля.
В среду поздно вечером на свободу вышли еще четыре человека, проходивших по уголовному делу о подготовке массовых беспорядков, или, как его называют неофициально, «делу патриотов». Днем ранее были освобождены трое фигурантов. За решеткой, таким образом, остаются еще семь задержанных. Напомним, что в марте в рамках дела о подготовке массовых беспорядков и созданию незаконного вооруженного формирования всего было задержано 36 человек.
В основном они представляли три группы молодых людей – это участники существовавшего более 15 лет назад спортивно-патриотического объединения «Белый легион», члены молодежного военно-спортивного клуба «Патриот» и оппозиционной молодежной организации «Молодой фронт». Первыми стали выпускать молодофронтовцев. Затем с фигурантов было снято обвинение в создании незаконного вооруженного формирования. Но обвинения в подготовке массовых беспорядков с освобожденных не сняты, на свободу они вышли под подписку о невыезде.
Общественность и правозащитники ожидают, что в ближайшие дни освободят и остальных фигурантов этого дела. Власти Белоруссии готовятся к проведению в Минске 5–9 июля сессии ПА ОБСЕ. Отдельные европейские депутаты хотят подпортить официальному Минску удовольствие от самого факта проведения в стране этого форума. Подготовлены резолюции, в которых отмечается наличие заключенных по политическим мотивам, отсутствие свободы мнений и собраний. В связи с этим властям важно хотя бы физически освободиться от таких заключенных. Правда, по мнению экспертов, и юридически дело будет прекращено – как ранее и прогнозировалось, «его спустят на тормозах».
Правозащитники не устают повторять, что оно выросло из ничего, а точнее из страхов Александра Лукашенко, который вдруг неожиданно для всех объяснил беспрецедентно брутальное и жестокое подавление даже не митингов оппозиции, а протестов рядовых обывателей, возмущенных снижением уровня жизни и введением налога «на тунеядцев», наличием неких боевиков. По словам президента Белоруссии, готовили их в Литве и Украине и они вооружены и хотят «расшатать» устои белорусского общества. Складывалось впечатление, что даже для силовиков такое заявление стало сюрпризом, потому что только спустя пару дней они стали подводить под него какие-то неубедительные факты: то якобы с Украины прорывалась машина с оружием, то у белорусов находили «схроны». Однако затем выяснялось, что из Украины такие машины не выезжали. Военные эксперты потешались над муляжами, которые государственные каналы подавали как боевое оружие, найденное на книжных полках.
Вскоре один из задержанных был отпущен на свободу и рассказал, что к нему применялись пытки. Правозащитники после этого активизировались и стали требовать освобождения из-под стражи всех 14 фигурантов этого уголовного дела в связи с тем, что «согласно законодательству, доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы, не могут быть положены в основу обвинения».
Жестокость, с которой власти расправлялись с мирными демонстрантами в марте, не осталась незамеченной международными структурами. И если европейским чиновникам нужно время, чтобы развернуть машину «реалполитики» в другую сторону, то такие организации, как Совет ООН по правам человека, Парламентская ассамблея Совета Европы, Европарламент, отреагировали жесткими заявлениями на действия белорусских властей.
Видимо, власть все же решила отпустить сейчас раздражающих международную общественность заключенных и говорить о том, что все уже на свободе. Тем более что и цель, которую весной преследовали власти, достигнута – население напугано, акции протеста прекратились и Лукашенко снова ничего не угрожает.
Вышеупомянутые международные организации, конечно, сами не выдают кредиты и не вводят санкции, однако те, кто принимает такие решения, вынуждены ориентироваться на их оценки. Минску, пока и не получившему кредит от Международного валютного фонда, это очень важно.
Минск