Фото пресс-службы президента Украины
В ближайшие дни должна состояться телефонная конференция лидеров стран «нормандской четверки». Об этом во время визита в Рим заявил во вторник глава МИД Украины Павел Климкин. На предстоящих переговорах, вероятно, будет обсуждаться новый подход к выполнению Минских соглашений. О том, что идеи есть, сказал президент Петр Порошенко в Париже. После переговоров с новым президентом Франции украинский гость обмолвился о плане, который может быть назван «формулой Макрона». Но не объяснил, чем он отличается от уже полузабытых «плана Мореля» и «формулы Штайнмайера».
О «плане Мореля» (по имени французского дипломата Пьера Мореля, координирующего работу подгруппы по политическим вопросам на переговорах в Минске) заговорили в начале осени 2015-го. К тому моменту стало очевидно, что утвержденный в феврале того же года на уровне «нормандской четверки» Комплекс мер по выполнению Минских соглашений (Минск-2) не работал так же, как и сами Минские соглашения от сентября 2014-го (Минск-1). В Киеве убеждены, что авторство предпринятой в тот момент попытки спасти ситуацию принадлежало не Пьеру Морелю, а работавшей помощником госсекретаря США Виктории Нуланд и статс-секретарю МИД РФ Григорию Карасину.
В общих чертах предложенный план строился вокруг темы выборов местных органов власти в неподконтрольных Киеву районах Донбасса. Минские соглашения не были выполнены в срок – до конца 2015 года. 20 октября 2016 года после длительной паузы в Берлине состоялась новая встреча лидеров «нормандской четверки». В рамках подготовки к ней появились слухи о «формуле Штайнмайера» (тогда – главы МИДа, ныне федерального президента Германии Франк-Вальтера Штайнмайера). О ней, кстати, первым обмолвился украинский президент после переговоров в Берлине: «Были отдельно обсуждены вопросы подготовки к выборам (местных органов власти в Донбассе. – «НГ»), договорились провести на уровне экспертов и рабочих групп работу по подготовке концепции избирательного законодательства, имплементации «формулы Штайнмайера», куда войдут позиции, которые мы видим составляющими при признании выборов состоявшимися».
Порошенко говорил о формуле как об одном из элементов подведения итогов выборов. К тому времени Киев уже четко определился со своей позицией относительно выполнения Минских соглашений: вначале все пункты, связанные с обеспечением безопасности в регионе (что включало в себя требование о ликвидации системы ДНР и ЛНР), затем – все пункты, посвященные политическому урегулированию (но только после возвращения региона под контроль украинской власти).
В ДНР и ЛНР совершенно иначе восприняли суть «формулы Штайнмайера». Руководство республик считает, что урегулирование должно начаться с утверждения Верховной радой закона об особом статусе Донбасса (с одновременным закреплением этого статуса в Конституции Украины).
Один из украинских дипломатов ранее сказал «НГ», что о «формуле Штайнмайера» действительно говорила российская сторона на встрече «нормандской четверки» в Берлине: «Украинская сторона заняла принципиальную позицию: критерии, по которым выборы местных органов власти в Донбассе могут проводиться и быть признанными, можно обсуждать – в рамках украинского законодательства. Но Киев никогда не соглашался признать ДНР и ЛНР и предоставить им особый статус – этого нет в Минских соглашениях. И выборы местных органов власти не могут, не должны и не станут способом легализации ДНР и ЛНР. Тогда Меркель пригласила к разговору самого Штайнмайера, чтобы он разъяснил, в чем суть его формулы. Но он отшутился – мол, впервые о такой формуле слышит».
«Формула Макрона», о которой на днях упомянул Петр Порошенко, как считают источники «НГ», отличается от предыдущих планов тем, что среди ее авторов – Украина. Украинский президент, которого на днях принял в Вашингтоне Дональд Трамп, а затем в Париже Эмманюэль Макрон, заявил, что он исполнен оптимизма. «Мы обсудили противодействие российской агрессии и договорились о консультациях. Нужно качественно подготовить документы. Безопасность – превыше всего... После нашей сегодняшней встречи с господином президентом у меня гораздо больше оптимизма. Мне очень импонирует его ориентированный на результат подход – конкретный, практичный, без лишних слов», – сказал Порошенко после встречи с Макроном.
В Париже несколько раз звучал тезис об усилении роли ОБСЕ в урегулировании в Донбассе. Примечательно, что сразу после возвращения Порошенко в Киев глава украинского МИДа Павел Климкин отправился в Рим – Италия в следующем году будет председательствовать в ОБСЕ. Вероятно, на 2018 год Киев планирует некий новый формат привлечения ОБСЕ к разрешению конфликта в Донбассе. Правда, эксперты в Киеве не подтверждают, что речь может идти о формировании вооруженной полицейской миссии, ведь для решения такого вопроса требуется поддержка всеми членами ОБСЕ, а Россия, являясь членом организации, выступает против такого решения.
Находясь в Риме, Климкин сообщил о планирующейся на ближайшие дни телефонной конференции лидеров «нормандской четверки». И заметил, что украинская сторона на обсуждение «выносит четкий вопрос: Россия больше не должна иметь возможности нарушать Минские соглашения». Пока непонятно, как Киев намерен этого добиться в условиях, когда Россия не признает своей причастности к конфликту в Донбассе и не упоминается в качестве стороны конфликта в Минских соглашениях.
Говоря о «формуле Макрона», Порошенко отметил, что речь идет о прекращении «российской агрессии». Украинские эксперты предположили, что «формула Макрона» будет опираться на два ключевых момента. Военный эксперт Центра Разумкова Алексей Мельник в интервью Би-би-си напомнил, что еще до встречи Трампа с Порошенко говорилось о новом формате переговоров по урегулированию: «Но речь может идти не только о привлечении новых участников, например, США. Ключевым условием нового формата должно стать изменение статуса России». По его словам, в существующих форматах переговоров российская сторона выступает посредником, а конфликт в Донбассе рассматривается фактически как внутренний украинский конфликт. «Если представить, что Россия получит статус одной из сторон конфликта, это была бы эффективная смена формата», – считает Мельник.
Политолог Владимир Фесенко отметил, что на первом этапе «формула Макрона» может предполагать объединение минского и нормандского форматов, координацию действий в тактике и стратегии. Роль координатора автоматически перейдет к ОБСЕ.
Киев