Фото Gettyimages
Сегодня в Минске ожидают приезда представителей Международной организации труда (МОТ). Цель визита делегации – проверить, как власти Белоруссии выполняют рекомендации МОТ в сфере трудового права. Речь идет о выполнении конвенций этой организации, касающихся принудительного труда.
Именно вопрос принудительного труда в Белоруссии рассматривался в прошлом году на конференции МОТ. Об этом в преддверии визита журналистам сообщила эксперт по трудовому праву Белорусского конгресса демократических профсоюзов Елена Еськова. По ее словам, властям Белоруссии тогда было рекомендовано откорректировать национальное законодательство и исключить из него любые формы принудительного или обязательного труда. Эксперты МОТ планируют встретиться с представителями профсоюзов и правительства. Кроме того, они примут участие в заседании Национального совета по совершенствованию законодательства в социально-трудовой сфере.
Недовольство МОТ вызывает небезызвестный декрет № 3, из-за которого весной белорусы вышли протестовать на улицы и который обязывает граждан работать или платить налог на безработицу. «Декрет о тунеядстве» – так назвали его белорусы. Кроме того, в белорусском законодательстве еще два «интересных» с точки зрения МОТ документа – декреты № 29 и № 5. Первый вводит контрактную систему, что само по себе не так и ужасно, но при этом не предусматривается возможность человека уволиться по собственному желанию. Второй документ и вовсе разрешает нанимателю увольнять сотрудников «без суда и следствия» в течение семи дней, если тот своими действиями «дискредитировал» предприятие, на котором работает.
«Социальное регулирование трудовых отношений все более ужесточается, особенно в последние три года, – говорит Елена Еськова. – Государство не способно выполнить свою конституционную обязанность по обеспечению граждан полной продуктивной полноценной занятостью. Предприятия функционируют неполное рабочее время. Продуктивные, эффективные рабочие места не создаются, а репрессии в отношении людей, которые и так получают мизерную зарплату, все более усиливаются».
Не веря в возможность доказать свою правоту и защитить свои интересы, белорусы решаются порой на отчаянные шаги: устраивают акты самосожжения, взбираются на башенные краны, требуя выплатить зарплату. В частности, в понедельник в Гомеле похоронили уборщицу швейного предприятия «Коминтерн», которая 10 дней назад подожгла себя, облившись предварительно горючей смесью, прямо на проходной фабрики со словами: «Они украли у меня 18 лет стажа». Спасти женщину, получившую сильные ожоги, не удалось. На предприятии сначала попытались объяснить суицид личными проблемами погибшей, но версия выглядела не очень убедительной – акт самосожжения произошел на проходной предприятия, на котором она работала.
Следственный комитет продолжает выяснять обстоятельства этого дела. Коллеги рассказывают, что женщина осенью должна была выйти на пенсию и занималась оформлением документов. Накануне ее лишили возможности работать на полторы ставки. Кроме того, ей не удалось подтвердить весь стаж. К слову, в этой сфере в Белоруссии тоже происходят изменения – для получения трудовой пенсии необходимо подтвердить страховой стаж. То есть факт уплаты взносов в Фонд социальной защиты населения. Само по себе новшество небезосновательным не назовешь. Но внедряться оно должно не так, как сейчас, когда буквально за два года обязательный стаж увеличился с 5 лет до 15,5 года, да еще прирастает на полгода ежегодно. В результате многие попали в так называемую страховую ловушку, когда стажа не хватает и изменить уже ничего нельзя. Власти, правда, обещают исправить ошибку, но пока они раздумывают, как это сделать, количество исковерканных судеб и жертв трагедий, не совладавших со стрессом, неуклонно растет. Возможно, и резонансное самоубийство в Гомеле двухлетней давности также как-то связано с этим. Тогда в этом городе повесилась женщина-преподаватель из-за того, что ей не позволили приватизировать квартиру, в которой она прожила 20 лет, поскольку дом получил статус общежития.
В 2016 году статистика зафиксировала всплеск суицидов в Белоруссии – 2042 случая против 1394, произошедших годом ранее. Власти готовы объяснить как угодно, но не ухудшением финансового положения белорусов. Большинство экспертов, однако, придерживаются иного мнения: белорусы были уверены, что живут в социальном государстве, что оно не отступит от своих же лозунгов и девизов и не бросит их на произвол при возникновении проблем. Однако экономическая политика властей привела к экономической рецессии, доходы государства уменьшились, а вместе с этим сузилась возможность поддерживать имидж социального государства.
Минск