Александр Лукашенко в очередной раз оказался в черном списке. Фото РИА Новости
Президент США Дональд Трамп продлил на год действие санкций США в отношении некоторых представителей белорусских властей, сообщила вчера пресс-служба Белого дома. В Минске считают, что новый президент США еще просто не успел разобраться в ситуации в Белоруссии.
«Я направил в Федеральный реестр для публикации уведомление о том, что режим чрезвычайного положения в связи с действиями и политикой определенных членов правительства Белоруссии и других лиц, подрывающих демократические процессы и структуры в этой стране, продолжится после 16 июня 2017 года», – цитирует пресс-служба письмо Дональда Трампа руководителям Конгресса США. Президент США считает, что «действия и политика некоторых членов правительства Белоруссии и других лиц подрывают демократические процессы в этой стране», что в ней нарушаются права человека и это проявляется в виде политических репрессий, процветает коррупция. «Это представляет угрозу для национальной безопасности и внешней политики Соединенных Штатов», – считает Дональд Трамп.
Минск на заявления американского президента отреагировал сдержанно – сожалением, «что в политике новой администрации США сохраняются устаревшие и совершенно необъективные стереотипы в отношении Белоруссии». МИД страны назвал «неприемлемым» утверждение США о том, что Белоруссия, «делающая все возможное для укрепления региональной и международной безопасности, может представлять для США какую бы то ни было угрозу». В Минске полагают, что новой администрации США еще нужно время, «чтобы преодолеть определенную инерцию, которая все еще присутствует в наших отношениях», и рассчитывают на позитивные изменения в перспективе.
Напомним, что речь идет о санкциях, которые ввел еще Джордж Буш. Тогда поводом для санкций стали президентские выборы и последовавшие за ними репрессии. Ежегодно они продлеваются на один год. Подразумевается, что попавшие под санкции чиновники не могут посетить США, иметь счетов в американских банках, а тамошним компаниям запрещено вести с ними дела. Известно только, что первым в этом списке идет президент Белоруссии, однако кто еще включен в этот список, общественности никогда не сообщалось. США также вводили более понятные и прозрачные санкции – в отношении предприятий нефтехимического комплекса. Было это в 2007 году. Тогда же случилась взаимная высылка послов. Однако в 2015 году их действие было приостановлено на фоне «позитивных сигналов» из Минска.
Последний год стороны уже активно шли на сближение, Минск посещали американские чиновники, в том числе военные, стал вполне уместным вопрос о сроках возвращения глав диппредставительств. Все процессы приостановились по объективным причинам с избранием нового президента – далекая Белоруссия волнует Дональда Трампа меньше всего. Не так давно сообщалось, что президент США заявил о своем намерении вычеркнуть из бюджета США строку «поддержка демократии в Белоруссии». Власти расценили этот факт как позитивный для себя сигнал новой администрации. Вчерашнее заявление Трампа вернуло отношения Минска и Вашингтона к состоянию неопределенности.
К слову, местные эксперты отмечают, что США действительно медленнее реагируют на происходящее в Минске, чем, например, ЕС. «Одной из причин в целом слабого интереса США к Беларуси является «вакуум знаний» о стране», – отмечали эксперты на недавней конференции «Минский диалог». В докладе, посвященном политике новой администрации США в Восточной Европе, отмечается, что белорусские дипломаты пока еще не смогли «продать» Белоруссию США как «буфер между Россией и союзниками США в Европе, или как экономического партнера, или как партнера в борьбе с нелегальной миграцией, трафиком оружия и т.п.».
«Главными преградами для развития двусторонних белорусско-американских отношений остаются: низкая осведомленность американского общества и политических элит о Беларуси, часто встречающееся восприятие Беларуси как стратегически незначительной страны, недостаточный уровень взаимного дипломатического присутствия, расхождения Минска и Вашингтона в вопросе оценки внутриполитической ситуации в Беларуси, общий негативный имидж Беларуси на Западе», – говорится в докладе.
Неоцененным по большому счету осталось и участие Минска в Северной распределительной сети, в рамках которой осуществлялся транзит грузов НАТО в Афганистан и обратно. На это обращал внимание заместитель министра иностранных дел Белоруссии Олег Кравченко, выступая в начале мая в Атлантическом совете в Вашингтоне. «Когда Америке была нужна наша помощь, мы ее оказывали», – попенял дипломат американским властям.
Исходя из этих шагов и заявлений, местные аналитики где-то даже склонны согласиться с позицией МИДа о том, что новая администрация просто еще идет «по старой колее». Решение Трампа означает, что пока американский президент еще не думал о Белоруссии, а значит, у белорусских дипломатов есть шанс повернуть ситуацию в свою пользу.
Минск