Глава МИД Украины Павел Климкин придумал, как закрыть страну с востока. Фото Reuters
Украина скорее всего не будет вводить визы для россиян. Но может ужесточить порядок въезда на свою территорию. Обсуждается идея пропускать граждан РФ только по биометрическим паспортам и в порядке предварительного уведомления. Если решение будет принято, то начнет действовать не ранее 2018 года.
Политики, выступившие инициаторами введения визового режима с РФ, в своих заявлениях увязали этот вопрос со вступлением в силу безвизового режима между Украиной и ЕС (11 июня). Глава парламентской фракции «Народный фронт» Максим Бурбак заявил: «После того как был утвержден безвиз для украинцев, мы должны ввести визовый режим для граждан РФ».
По его словам, эта мера обезопасила бы Европу от проявлений гибридной войны. Фракция партии экс-премьера Арсения Яценюка активизировала попытки внести на рассмотрение парламента проект постановления с рекомендацией к правительству отменить действующий до сих пор упрощенный порядок пересечения украинско-российской границы.
Политический эксперт Тарас Чорновил на своей странице в соцсети отметил, что постановление Верховной рады, о котором идет речь, не будет решением о введении виз для граждан РФ, поскольку депутаты не вправе решать этот вопрос. Если же парламент проголосует и правительство поддержит его инициативу, то украинская сторона должна будет письменно информировать об этом российскую. «Соглашение (о безвизовых поездках) утрачивает силу по истечении шести месяцев с даты уведомления. Через полгода, а не сразу», – обратил внимание эксперт.
Ранее в Киеве звучали опасения относительно зеркальных мер, которые введет Россия. Многие политики и чиновники отмечали, что российские визы могут стать проблемой для тех 3–4 млн украинцев, которые живут и работают в РФ. Глава российского МИДа Сергей Лавров на днях подтвердил: «Мы никаких черных списков не ведем против украинцев, но если будет визовый режим, то мы ответим визовым режимом».
Будет ли Верховная рада рассматривать вопрос, зависит от того, найдутся ли 226 депутатов, которые готовы поддержать решение. Ранее председатель парламента Андрей Парубий сказал, что такого рода голосования не могут быть провальными, поскольку это вредит международному имиджу страны. Весь май проводились предварительные консультации по поводу голосования за постановление. Источник «НГ» отметил, что «Народному фронту» не удалось заручиться поддержкой партнера по коалиции – крупнейшей парламентской фракции «Блок Петра Порошенко». Замглавы этой фракции Алексей Гончаренко сказал изданию «Страна», что многие депутаты выступили против: «Лично я против, поскольку не понимаю, какие плюсы нам это дает». Он отметил, что сторонники визового режима «говорят, что это поможет противостоять диверсиям на территории Украины». Но не учитывают, что украинская сторона не контролирует сотни километров границы с РФ в Донбассе.
Председатель парламентского Комитета по иностранным делам Анна Гопко в интервью «5 каналу» тоже усомнилась в эффективности визового режима как способа борьбы с «гибридной агрессией» (так в Украине называют ситуацию в Донбассе): «Российская агентура может попасть в Украину и с белорусской территории…» Она отметила, что в данном случае нужны не визы, а хорошая работа спецслужб.
В этом направлении Украина развивает сотрудничество с НАТО. После рассмотрения Верховной радой на прошлой неделе поправок в законодательство (закрепляющих цель получения членства в НАТО) глава МИД Украины Павел Климкин сказал в интервью «112 каналу»: «На самом деле мы этим путем уже идем… Ведь НАТО сегодня – единственная система безопасности, которая основана не просто на интересах, а именно на ценностях. И я абсолютно уверен, что мы уже сейчас начинаем работать как элемент восточного фланга НАТО».
8–9 июля в Киеве отметят 20 лет с момента подписания Хартии об особом партнерстве между Украиной и НАТО. Ожидается приезд делегации во главе с генсеком альянса Йенсом Столтенбергом; в ее составе, как ранее сообщалось, будут послы стран – членов НАТО при штаб-квартире организации в Брюсселе. После этого визита, 12–13 июля, в Киеве запланировано проведение саммита Украина–ЕС, участие в котором намерен принять и председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Саммит состоится спустя месяц после начала действия безвизового режима для украинцев и за полтора месяца до вступления в силу соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС (отсроченного из-за референдума в Нидерландах). К этому моменту некоторые украинские политики хотели бы преподнести решение о подготовке к введению визового режима с РФ. Но Запад не оценил эту инициативу, сказал изданию «Страна» эксперт-международник, бывший спикер украинского МИДа Олег Волошин: «Это противоречит настроениям на Западе, где, несмотря ни на что, хотят помирить Украину с Россией. Усугублять нынешнюю ситуацию никто не хочет. И когда здесь (в Украине. – «НГ») говорят, что с получением безвиза с ЕС нужно вводить визы с Россией, то опрокидывают все с ног на голову: Евросоюз никогда не обусловливал свой безвизовый режим отменой безвизового режима с Россией». Эксперт отметил, что именно в ЕС негативно оценили идею украинской власти не выдавать биометрические паспорта жителям тех регионов, которые Киев считает оккупированными.
В конце мая появилась информация о том, что жители Крыма и Донбасса, сохранившие украинские паспорта, смогут оформить на территории Украины загранпаспорта старого образца, то есть без электронного чипа с отпечатками пальцев. Такие документы продолжают действовать, но не дают права на безвизовый въезд в ЕС. Смысл, в частности, в том, что некоторые украинцы на неподконтрольных Киеву территориях успели получить российские документы, но при этом сохранили украинские паспорта. Это создает репутационные риски для Украины. Но, с другой стороны, визовый режим с РФ не решит проблему, а только вынудит, например, жителей Крыма получать визы для поездок в Украину. Глава украинского МИДа Павел Климкин сравнил ситуацию с необходимостью «получения виз для поездок в свою страну» (в Украине Крым продолжают считать украинской, «временно оккупированной» территорией).
О том, что не стоит выдавать паспорта старого образца украинцам с «неправильной пропиской», заявил посол ЕС в Киеве Хьюг Мингарелли. Участвуя на днях в открытии выставки, он сказал журналистам, что все без исключения граждане Украины должны иметь равные права: «Я хочу подчеркнуть, что право на безвизовые путешествия в ЕС должны получить все граждане Украины, независимо от того, где они проживают».
В Киеве пообещали выдавать биометрические паспорта жителям Крыма и Донбасса, но с условием предоставления ими дополнительных документов для идентификации личности. Таким образом, все граждане Украины, независимо от места проживания, получат возможность проезда в страны ЕС без виз.
У команды президента появились новые идеи насчет того, как не вводить визы для россиян (чтобы не навредить работающим в России украинцам) и при этом ужесточить контроль въезда на украинскую территорию. «Наша цель должна быть простой – закрыть границу», – сказал Павел Климкин.
По словам министра, эта цель достигается не обязательно введением визового режима: «Визы на самом деле отживают свое… Во-первых, мы теперь привыкли к биометрическим паспортам и должны перейти к тому, чтобы люди ездили только по биометрическим паспортам». Во-вторых, как сказал Климкин, система контроля может быть построена на уведомительном порядке поездок: за несколько дней до пересечения границы путешествующий на специальном сайте сообщает органам власти страны, в которую направляется, куда, с какой целью, как надолго едет. «Вот так на самом деле и российские граждане должны ехать в Украину. Необходимо создать соответствующую платформу и контролировать въезд», – отметил министр.
Секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Александр Турчинов, активно поддержавший идею введения визового режима с РФ, считает, что никаких «гибридных» мер недостаточно для решения проблемы неподконтрольных территорий. Вчера украинские СМИ обнародовали его заявление, в котором было сказано, что «продолжающиеся на востоке страны уже три года военные действия переросли как по продолжительности, так и по масштабам формат антитеррористической операции (АТО)». Турчинов считает, что «пришло время перейти к новому формату защиты страны».
Он пояснил: «Не просто признать оккупированными некоторые районы Донецкой и Луганской областей, но четко, на законодательном уровне определить основы государственной политики по их освобождению. Необходима эффективная технология защиты страны, а для этого законодательно нужно предоставить президенту право применять ВСУ и другие военные формирования против гибридной агрессии со стороны России». Турчинов предложил создать на востоке постоянно действующий Оперативный штаб с широкими полномочиями для комплексного управления ВСУ, всеми силовыми структурами, а также военно-гражданскими администрациями. Этот вопрос может вытеснить тему визового режима с РФ из информационного поля Украины и из повестки дня Верховной рады.
Киев