Литва очень ценит сотрудничество с Белоруссией, но не может игнорировать тот факт, что эта страна «интегрирована» в российские военные учения. Об этом заявил вчера министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс, комментируя дипломатический конфликт, разыгравшийся несколькими днями ранее.
Причиной конфликта стало высказывание президента Литвы Дали Грибаускайте, которое она сделала в минувший понедельник, 5 июня, в интервью телекомпании LRT. «Вызовы и угрозы – те же. Это – нахождение России и Беларуси у наших восточных границ. Конечно, это и милитаризация, которую мы наблюдаем в Калининграде, использование территории Беларуси для различных экспериментов и агрессивных игр, направленных против Запада. Среди них – и предстоящие военные учения», – сказала литовский президент.
В ответ на это во вторник МИД Белоруссии вызвал литовского посла в Минске Андрюса Пулокаса. «В ходе состоявшейся встречи белорусская сторона потребовала объяснений в связи с обвинениями Беларуси в угрозе для стран Балтии и Польши, прозвучавшими из уст главы литовского государства», – сообщил МИД Белоруссии. «Использованная президентом Литвы лексика, включая слова «агрессивные игры», является оскорблением для нашей страны, ведущей миролюбивую политику, вносящей реальный и общепризнанный вклад в дело укрепления безопасности нашего региона», – отмечается в сообщении.
При этом МИД Белоруссии упрекнул Дали Грибаускайте в игнорировании вопросов безопасности в регионе и стремлении «повысить свою узнаваемость среди партнеров по НАТО и популярность у избирателей». «Очень странно, что подобная риторика звучит из уст президента страны, дружественные отношения с которой скреплены белорусско-литовским «Договором о добрососедстве и сотрудничестве», – попенял соседям официальный Минск.
«Мы всегда помним о том, что это наш сосед, что мы с этим соседом и торгуем, и сотрудничаем, и партнерство в этом смысле очень важное», – заявил вчера Линас Линкявичюс, комментируя этот дипломатический инцидент. «Однако есть аспекты, которые заслуживают комментариев. Мы не можем не обращать внимания на это. Насколько мне известно, президент выказала свой взгляд по поводу организуемых Россией в последнее время учений, в которые Беларусь очень интегрирована, ее территория используется для дислокации больших мощностей», – сказал глава литовского МИДа.
Справедливости ради нужно отметить, что беспокойство планируемые учения вызывают не только у литовского руководства, но и у всех балтийских стран, а также у Украины. Опасениями на этот счет поделилась белорусская оппозиция. «Многие опасаются не того, что они приедут, а того, все ли уедут. Этот вопрос возникает не только у оппозиции, не только у граждан, но, я полагаю, и у Александра Лукашенко, который выглядит озабоченным», – заявлял еще в феврале глава Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько, будучи в Литве. Украинские политики неоднократно делились опасениями относительно того, что территория Белоруссии может быть использована для агрессии против их страны, белорусские соответственно беспокоились за судьбу своей страны.
Обсуждение в конце прошлого и начале этого года было таким бурным, что оправдываться и успокаивать местную общественность пришлось даже президенту Александру Лукашенко. «Если кто-то думает, что уже несколько тысяч вагонов загрузили и нас оккупируют, Россия вводит сюда свои войска, – не будьте вы наивными. Что, Россия вообще уже «с глузду» съехала и не умеет воевать? Как же можно воевать на железнодорожных платформах? То, что будут войска сюда введены, то ровненько они отсюда и уйдут... Все под контролем», – уверял журналистов белорусский лидер во время пресс-конференции в феврале. При этом он обещал сделать учения открытыми для всех желающих.
Белорусский военный эксперт Александр Алесин, сопоставляя масштабы предыдущих аналогичных учений и анализируя всю доступную информацию о них, предположил, что на нынешние учения в Белоруссию из России приедут 4 тыс. солдат и офицеров. «Согласимся, что этого количества явно недостаточно для оккупации такой средней по размеру европейской страны, как Беларусь. Тем более что ее граждане и руководство имеют желание и возможности не быть оккупированными», – делал вывод эксперт. По его словам, в Крыму в 2014 году, который существенно меньше Белоруссии, было примерно 20 тыс. российских военных, и при этом «значительная часть тамошнего населения была пророссийски настроена, а руководство Украины спасовало перед вежливостью «зеленых человечков».
По мнению Александра Алесина, в Белоруссии к тому же совершенно иная ситуация: «силовой блок работает достаточно эффективно, чтобы пресечь гибридную агрессию в зародыше». «Даже если КГБ и МВД что-то проморгают и события начнут развиваться по украинскому сценарию, в резерве у белорусских властей есть эффективное средство против гибридной войны: силы специальных операций, созданные еще в 2007 году и насчитывающие сейчас примерно 6 тыс. человек», – утверждает эксперт. Правда, он, как, впрочем, и другие аналитики, в данном случае солидарен с официальной оценкой в том, что «нынешнее положение дел на западном стратегическом направлении пока не дает России повода применить против союзницы вооруженную силу в каком бы то виде».