Александр Лукашенко призывает бороться с коррупцией, но в разумных пределах. Фото Reuters
Каждый день в Белоруссии идут суды по делам о злоупотреблении властью чиновников и руководителей государственных предприятий, едва ли не ежедневно возбуждаются новые коррупционные дела. Но иногда коррупция превращается в фарс.
Вчера получила анекдотичное продолжение история с председателем Оршанского райисполкома Леонидом Пеньковским, за которого днем ранее заступился президент Александр Лукашенко и поручил лично председателю Следственного комитета Ивану Носкевичу разобраться с его делом. «Кто дал право к человеку, согласованному к назначению президентом, врываться в дом? Ведь для того чтобы правоохранительным органам даже вести какие-то расследования по человеку, входящему в кадровый реестр президента, надо согласие президента. Ворвались, начали что-то уточнять», – возмущался президент Белоруссии, встречаясь с главой Следственного комитета.
Местная общественность сказанному не удивилась – в стране в режиме нон-стоп рассматриваются уголовные дела о коррупции и почти каждый день возбуждаются новые. Смущало только то, что Леонид Пеньковский успел проработать на новой должности чуть более недели, поэтому журналисты принялись активно раскапывать его предыдущую деятельность. Однако вчера официальный представитель Следственного комитета Юлия Гончарова сообщила, что «ситуация не связана с уголовными делами и проверками коррупционной направленности». Позже в администрации президента уточнили, что чиновник просто «потерялся», и правоохранители проникли в дом, где находился глава района, «с целью установления его местонахождения». Сам глава исполкома объяснял свое отсутствие на работе без информирования кого-либо тем, что «находился в болезненном состоянии».
Обернувшееся фарсом очередное дело чиновника приоткрыло завесу над чиновничьей кухней в Белоруссии, где местный начальник – и царь, и бог в своей вотчине, при этом может не ходить на работу и никому не отчитываться. «Это ж в каком состоянии нужно было находиться, чтобы в дом пришлось вламываться!» – сокрушаются местные наблюдатели.
Кроме того, местные аналитики отметили, что коррупция, которой пронизана вся вертикаль власти, спускаясь на низший уровень чиновничества, становится анекдотичной до небезызвестных борзых щенков Ляпкина-Тяпкина из гоголевского «Ревизора».
Например, на прошлой неделе началось рассмотрение уголовного дела в отношении чиновницы Гомельского облисполкома, которая брала взятки мясом, картошкой и даже вареньем. Она работала начальником отдела принудительного исполнения и за такую «мзду» могла разблокировать арестованный счет, предоставить рассрочку выплаты долгов и т.п. Например, в качестве взятки выступали 3 кг помидоров, 3 кг перцев, банка повидла и банка зеленого горошка, а также «нож хозяйственный стоимостью 2 руб.».
Вчера за откаты в виде телевизора и пневматического пистолета с пулями и кобурой семь лет колонии получил бывший директор сельхозпредприятия в Каменецком районе Брестской области.
В Минске сейчас судят руководство государственного престижного медицинского центра, где лечатся и проходят реабилитацию чиновники, иностранные клиенты и просто состоятельные белорусы. Главный механик учреждения брал у подчиненных откаты с премий в течение многих лет по ставке 10%, а главврач, будучи в курсе, этому не препятствовал.
В конце апреля КГБ «вскрыл» и «пресек» коррупционную схему в Транспортной инспекции. В ней были задействованы руководители центральных и региональных подразделений, а также представители белорусских транспортных компаний. Там шла бойкая торговля разрешениями на проезд большегрузных транспортных средств по территории иностранных государств. Там брали хоть и по мелочи (50–120 евро за разрешение), но уже деньгами. Кроме того, инспектора вымогали взятки у иностранных водителей, гарантируя им беспрепятственный проезд, а потом по определенной схеме распределяли доход по всей вертикали областной инспекции.
В последнее время, когда зарплаты в государственном секторе упали до 200–300 долл. в эквиваленте, мелкие чиновники не брезгуют мелкими взятками, однако чем выше их уровень, тем серьезнее размеры и масштабы. Так, недавно Следственный комитет сообщил, что расследует дело директора могилевского «Жилкомхоза» Владимира Агеева, некогда работавшего заместителем начальника милиции Могилевской области. Бывший милицейский начальник создал целую преступную схему откатов, в которой были задействованы представители всех районов области, – возбуждено 36 уголовных дел.
Местные СМИ писали о куда более масштабных посадках чиновников и бизнесменов, в которых счет шел на миллионы. Становясь достоянием общественности, такие случаи подтверждают заявления экспертов о всеобщем масштабе коррупции в стране, которая порождена нынешней системой власти. В основе ее – высокий уровень централизации средств в государственном бюджете, а также нечеткость законодательства, оставляющая простор для чиновничьего толкования.
Как бы это ни звучало странно, такая система выгодна власти, якобы с ней борющейся: все чиновники повязаны круговой порукой и уязвимы, при этом легко управляемы, ибо на каждого имеется компромат.
Минск