Фото сайта www.cna.md
Мэрия Кишинева не могла провести заседание из-за отсутствия начальства – мэр оказался в отъезде, а его замы – в СИЗО. О том, что вице-примары арестованы, «НГ» подтвердил начальник следственного отдела Национального центра по борьбе с коррупцией Федор Зумбряну. Но, судя по обнародованному журналистскому расследованию, в поле зрения правоохранителей могут оказаться чиновники, имеющие отношение к строительству дорог. Глава антикоррупционной прокуратуры Молдавии Виорел Морарь не исключил новых задержаний, если данные журналистов подтвердятся.
Он напомнил «НГ», что уже арестован министр транспорта Юрий Киринчук. По словам Виорела Мораря, Киринчук подозревается в коррупции в связи с реконструкцией одной из автомобильных трасс М1.
Киринчук использовал свое служебное положение для того, чтобы отстранить от соответствующего тендера одного из экономических агентов и заменить его «своим». А в результате получить 5% от суммы сделки, рассказал «НГ» главный антикоррупционный прокурор. Он также отметил, что руководимое им ведомство обязательно проверит все данные, которые привели в своем расследовании журналисты издания zdg.мd. И если они найдут подтверждение, то не исключены новые задержания. Морарь при этом заметил, что антикорупционная прокуратура «принимает во внимание все журналистские расследования, но не все в них соответствует действительности». Тем не менее «все тщательно проверяется, что будет сделано и в этот раз». Тем более что вопрос, куда делись деньги, которые Евросоюз давал республике на современные трассы, особенно на фоне разбитых дорог, давно тревожит общественность страны.
Шесть компаний, тесно связанных с нынешними или бывшими молдавскими чиновниками, получили более половины средств Дорожного фонда за последние семь лет, к такому выводу пришли журналисты zdg.md в результате проведенного расследования.
В общей сложности они получили 55% из 3,7 млрд леев (молдавская национальная валюта: 100 долл. США – 1800 леев), выделенных из дорожного фонда в 2010–2016 годах. Эти же фирмы, утверждают молдавские журналисты, получили и другие десятки или сотни миллионов леев как подрядчики международных компаний, ремонтирующих дороги в Молдавии.
Компании Lusmecon, основанной семьей директора Агентства земельных отношений и кадастра, досталось более 10% от всех контрактов по строительству и ремонту дорог за последние семь лет. На счета предприятия поступили 740 млн леев из общей суммы в 6,38 млрд, выделенных за указанный период из Дорожного фонда и внешних источников.
По данным zdg.md, компанией владеют супруги Анатолий и Галина Гилаш. С 2011 года Анатолий Гилаш занимает пост директора Агентства земельных отношений и кадастра и является членом Демократической партии Молдовы.
Следующей в списке издания значится компания Rutador. В последние семь лет она получила контрактов на сумму 730,1 млн леев, из которых 551 млн – из дорожного фонда и 179 – из внешних займов Республики Молдова.
С 2014 года директором компании является Виталий Панурко, экс-глава Национального агентства дорог. В качестве директора госструктуры Панурко в 2010–2013 годах подписал с компанией, которую теперь возглавляет, контракты на сумму около 207 млн леев.
Фирма Badprim за указанный период получила от государства заказов на сумму 357,7 млн леев. Фирма принадлежит немецкой компании Chebotar GmbH и двум физическим лицам: Валериу и его сыну Александру Чеботарю. Валериу Чеботарь, на данный момент сотрудник Всемирного банка, в 1992–1994 годах был министром строительства.
Номером 4 в топе компаний значится Irinda-Prim. За семь лет компания получила контрактов на 245,9 млн леев. В 2016 году Совет по конкуренции оштрафовал фирму на 191,8 млн леев за «непредоставление всех документов в ходе проверки». Компанией, как сообщает zdg.md, владеет некто Игорь Галямов.
Компания Genesis International была основана братьями экс-президента Петра Лучинского – Кириллом и Сергеем, затем несколько раз сменила владельцев. Сегодня компания принадлежит экс-депутату парламента Молдавии Виталие Мругу. В 2010–2016 годах она получила 239 млн леев. Имя Виталие Мруга, отмечает издание, связано еще с одной фирмой, получавшей контракты на ремонт национальных дорог. Компания Aspect-M, которой владеет Мруг, в апреле 2017-го стала собственником Magistrala-Nistru SRL, которая за 2010–2016 годы получила контрактов на ремонт дорог на 178 млн леев.
Другим собственником компании Magistrala-Nistru в апреле 2017-го стала основанная в 2015-м компания экс-вице-министра транспорта и инфраструктуры дорог Бориса Герасима – Bogher-M. Герасим занимал должность вице-министра в 2009–2015 годах.
Последняя в списке «дорожных призеров» – Poduri-Prim. Эта компания, где одним из собственников числится экс-глава столичного управления транспорта, Вячеслав Церна, получила в последние семь лет 85,7 млн бюджетных денег. В 2011 году Церна был отправлен в отставку с поста директора муниципального управления за некачественный ремонт одной из улиц Кишинева.
Все вышеперечисленное теперь находится на заметке у работников антикоррупционной прокуратуры. И, как заметил «НГ» ее глава Виорел Морарь, изложенное журналистами будет тщательно проверено. Со всеми последующими выводами.
Что же касается оперативного заседания мэрии Кишинева, с которого начинался этот текст, то, обычно проводимое в начале каждой недели, на этот раз оно было отменено. Причина – отсутствие чиновников. Мэр Дорин Киртоакэ, по сообщению интернет-издания point.md, уехал на очередное европейское мероприятие, а вице-мэры, раньше проводившие планерку в его отсутствие, находятся под арестом.
Ранее вице-мэр Кишинева Нистор Грозаву был арестован по нашумевшему делу о платных парковках, пояснил «НГ» начальник следственного управления Национального центра по борьбе с коррупцией Богдан Зумбряну. Второй зам мэра Влад Котец проходит обвиняемым в делах по фактам дачи и приема взяток, злоупотребления служебным положением.