Мартин Сайдик надеется, что следующая встреча в Минске будет более результативной. Фото с сайта www.un.org
Вчера президент Украины Петр Порошенко подписал указ о задействовании санкций против 468 компаний и 1228 физических лиц, связанных с Россией, Крымом, ДНР, ЛНР. Список был утвержден 28 апреля на заседании Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) Украины. Порошенко подписал документ о санкциях в тот момент, когда, по словам спецпредставителя ОБСЕ в контактной группе по урегулированию Мартина Сайдика, стороны приблизились к решению одного из главных вопросов – к «большому обмену пленными».
Были также продлены санкции против российских телеканалов, трансляция которых в Украине запрещена с 2015 года. В черном списке компании «ТВ Центр», РБК, ВГТРК, «НТВ-Плюс», «Звезда», ТНТ, РЕН, ОТР и др.
Новые санкции введены на три года в отношении поисковика «Яндекс» и ряда соцсетей: «Вид ограничительной меры: запрет интернет-провайдерам предоставления услуг по доступу пользователям сети Интернет к ресурсам сервисов «Mail.ru» и социально ориентированных ресурсов «ВКонтакте» и «Одноклассники». Причем под санкции попали и украинские офисы этих компаний. Украина вводит для них «ограничение или запрещение предоставления телекоммуникационных услуг и использования телекоммуникационных сетей общего пользования». Кроме того, в ближайшее время для украинских пользователей будут заблокированы сайты «Лаборатории Касперского» и DrWeb, а также доступ к обновлению программного обеспечения, использующегося в бухгалтерии малых и средних предприятий. Что касается списка физических лиц, то речь идет о людях, имеющих отношение к утверждению российского статуса Крыма и к формированию органов власти ДНР и ЛНР. Некоторым запрещен въезд на территорию Украины, других лишат украинских наград и званий, у третьих отберут право на их активы и собственность на территории Украины. Срок действия санкций тоже составляет в разных случаях один или три года.
А в Минске шли переговоры по обмену пленными. С украинской делегацией прибыла уполномоченная по правам человека Валерия Лутковская, поскольку ее сотрудники вместе с делегированными матерями пленных, а также представителями ОБСЕ и СБУ участвовали в опросе лиц, задержанных на украинской территории. Процесс, длившийся с 28 апреля по 12 мая, был назван верификацией списков. Как сообщила пресс-секретарь руководителя украинской делегации Леонида Кучмы Дарка Олифер, группа, занимавшаяся верификацией, «проехала более 14 тыс. км, побывала в 20 регионах Украины, посетила 37 пенитенциарных заведений». Смысл заключался в том, чтобы сверить имена заключенных с теми списками, которые подготовили к обмену ДНР и ЛНР. Параллельно группа выясняла, хотят ли задержанные и арестованные на украинской территории, чтобы их вернули непризнанным республикам.
Частично на этот вопрос ответил в ходе пресс-конференции в субботу президент Порошенко: «Думаю, это важная информация. 100% тех, относительно кого Украина дала возможность провести верификацию о желании вернуться в оккупированные Донецк и Луганск, подтвердили свое нежелание». Он еще раз подчеркнул, что абсолютно все задержанные предпочли остаться в украинских местах лишения свободы и не возвращаться в ДНР и ЛНР.
Порошенко подтвердил, что у руководства республик было недоверие к процессу верификации. За последние полгода обсуждались разные механизмы опроса – с участием представителей Международного комитета Красного Креста, сотрудников офиса верховного уполномоченного ООН по правам человека. Но в республиках, по словам Порошенко, отклонили оба предложения. Затем согласились, чтобы верификация проводилась с участием представителей ОБСЕ.
В прошлый понедельник итоги сверки списков и опроса тех, чьей выдачи требуют республики, легли на стол переговоров в Минске. «Представители ОРДЛО (отдельных районов Донецкой и Луганской областей. – «НГ») высказали сомнение в желании/нежелании отдельных граждан перемещаться на неподконтрольную Украине часть Донбасса. В качестве жеста доброй воли госпожа Лутковская проверит эту информацию и даст свое заключение. Окончательные результаты будут обработаны ОБСЕ», – сообщила Дарка Олифер.
Спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик выразил надежду на то, что проверка завершится до 24 мая – к следующему заседанию контактной группы в Минске. «То, что мы сейчас делаем, – это предпосылка для будущего большого обмена», – процитировали его СМИ.
Но сами участники обмена снова обвинили друг друга в попытке затянуть процесс. Представитель Украины в гуманитарной подгруппе, зампредседателя Верховной рады Ирина Геращенко сказала, что надеялась на более результативную встречу 15 мая. Успехом она назвала согласие представителей ДНР включить в списки к обмену имя 63-летнего украинского историка и религиоведа Игоря Козловского, который был арестован в Донецке в январе 2016 года. «Вопрос только в том, когда другая сторона перестанет придумывать причины для промедления и когда мы согласуем дату освобождения», – отметила Геращенко.
Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко сомневается в том, что процесс обмена состоится в формате «всех на всех». Он сказал «НГ», что у каждой стороны свои списки, в которых присутствуют имена некоторых людей, не имеющих отношения к конфликту в Донбассе, пропавших без вести. «Попытки обменять всех по спискам заводят ситуацию в тупик: обе стороны говорят, что местонахождение некоторых лиц им не известно. Эта ситуация неизбежна, ведь конфликт длится несколько лет. Так было и в бывшей Югославии. Да что там – есть американские семьи, которые до сих пор ищут своих родных во Вьетнаме, веря, что те до сих пор в плену…» Политолог считает более вероятным продолжение прежней практики обмена конкретных лиц, по несколько человек с каждой стороны. Он отметил, что такая процедура объясняется недоверием участников конфликта друг к другу.
Бондаренко отметил, что понимания нет ни по одному вопросу. В ДНР и ЛНР ранее настаивали, что пункт 6 Минских соглашений об обмене пленными по принципу «всех на всех» может быть выполнен только после предыдущего пункта 5 – об амнистии защитников республик. В Украине эти вопросы не связывали: «Решение об амнистии должна была бы принять Верховная рада, но очевидно, что украинский парламент за такое решение не проголосует (в том числе под давлением общественного мнения)… И если уж говорить об очередности, то следует для начала выполнить пункты 1,2,3,4 – о полном прекращении огня, отводе войск, военной техники, создании широкой демилитаризованной зоны и т.д.».
Украинская сторона адресует эти требования России. Российская сторона рекомендует Киеву общаться с ДНР и ЛНР. А самопровозглашенные республики для урегулирования ситуации советуют Киеву вспомнить о «формуле Штайнмайера», подразумевающей одновременное выполнение всех пунктов Минских соглашений.
Поскольку стороны по-разному видят и участников конфликта, и цели, которые могут быть достигнуты в итоге выполнения Минских соглашений, процесс урегулирования уже два года находится в тупике. Боевые действия продолжаются, время от времени активизируясь, тяжелые вооружения до сих пор не отведены, зона безопасности вдоль линии разграничения не создана.
На пресс-конференции у Порошенко спросили о том, не поменял ли он свое мнение о безальтернативности Минских соглашений. Украинский президент ответил эмоционально: «Минские соглашения вошли в решения Совета Безопасности ООН. Санкции (против России. – «НГ») применяются за невыполнение Минских соглашений. Мы не можем достичь мира, к чему я стремлюсь более всего, именно потому, что Путин Минские соглашения выполнять не хочет и не собирается. Минские соглашения позволяют продемонстрировать всему миру, кто виноват в этом. Минские соглашения позволяют нам идти в суд, привлекать преступников к ответственности, в том числе международной. Минские соглашения позволяют нам, чтобы Россия в пределах международного права заплатила цену за то, что она именно их нарушает».
Порошенко заявил, что смена формата переговоров ни к чему не приведет, поскольку Россия просто не примет участия в работе такого формата: «Знаете, чем отличается ситуация, которая сложилась сейчас у нас, от трагедии, которая происходила в Осетии, Абхазии во время вторжения российских войск, в Приднестровье, Сирии? Под Минскими соглашениями есть подпись (представителя РФ. – «НГ»), нигде больше нет. Это дает возможность Россию и Путина привлечь к ответственности и требовать выполнения тех обязательств, которые они на себя взяли».
Украинская сторона игнорирует тот факт, что в Минских соглашениях Россия не упоминается. «Все страны мира должны понимать природу того, что происходит (в Донбассе. – «НГ»), и иметь политическое единство относительно ситуации. Продление введенных санкций относительно Российской Федерации должно оставаться и в дальнейшем, поскольку ни один из пунктов Минских договоренностей со стороны России не выполнен», – сказал на днях в ходе встречи с членами немецкого Бундестага министр обороны Украины Степан Полторак.
20 мая в Германию отправится Петр Порошенко. Согласно официальной информации, он планирует обсудить с канцлером Ангелой Меркель необходимость встречи лидеров «нормандской четверки». А также сохранение западных санкций.
Накануне визита Порошенко подписал указ об украинских санкциях. В списке – оборонные, машиностроительные, транспортные, авиационные компании, активы которых в Украине планируется заблокировать, а права на пользование и распоряжение имуществом отменить сроком на один–три года. В список попали все крымские предприятия.
Киев