Павел Климкин (третий слева) все-таки был принят Дональдом Трампом. Фото с сайта www.mfa.gov.ua
В Украине сочли дипломатическим успехом состоявшиеся в среду в Вашингтоне встречи высшего американского руководства с украинским министром иностранных дел Павлом Климкиным. Его приняли вице-президент США Майкл Пенс и президент Дональд Трамп. Это произошло спустя несколько часов после их переговоров с главой МИД РФ Сергеем Лавровым.
В Киеве не анонсировали встречу министра с Пенсом и тем более Трампом. Утром в среду СМИ процитировали слова Климкина о том, что он надеялся на вечернюю встречу с американским коллегой Рексом Тиллерсоном. Поздно вечером посол Украины в США Валерий Чалый сообщил на своей странице в соцсети: «Незаурядный день среди будней дипломата.
Встреча в Белом доме с президентом США Дональдом Трампом и вице-президентом Майклом Пенсом во время визита министра иностранных дел Украины Павла Климкина – это четкий сигнал поддержки народу Украины и украинской диаспоре Америки».
В Киеве сочли, что американская администрация полностью разделяет украинскую позицию относительно разрешения конфликта в Донбассе. Вчера спикер МИД Украины Марьяна Беца сообщила об итогах встреч Климкина: «Мы получили четкие заверения в поддержке американской стороной суверенитета и территориальной целостности Украины в пределах международно признанных границ. Обсудили детально ситуацию в Донбассе, выполнение Минских договоренностей. Мы очень благодарны американской стороне за неизменную позицию в поддержке Украины». Она заявила, что в Вашингтоне так же, как в Киеве, понимают природу и причину конфликта в Донбассе: «Мы имеем абсолютно четкую поддержку и понимание американской стороны, что является агрессией РФ и насколько она угрожающа… Четко было отмечено о необходимости выполнения Россией Минских договоренностей».
По словам украинских чиновников, американские собеседники Климкина заверили его в том, что санкции против России будут действовать до тех пор, пока Минские соглашения не будут выполнены. Нюанс в том, что все стороны конфликта выражают готовность выполнять договоренности, но по-разному истолковывают формулировки и совершенно не сходятся в видении конечного результата выполнения Минских соглашений. Украинская сторона убеждена, что документ нацелен на ликвидацию самопровозглашенных республик, на возвращение в полном объеме украинской юрисдикции в Донбассе, на прекращение какого-либо российского влияния на ситуацию в регионе. Команда президента Порошенко называет противником Украины в Донбассе Россию, а ДНР и ЛНР считает марионетками и террористическими организациями.
Россия отрицает свою причастность к конфликту, не признает себя воюющей стороной, считает, что ситуация в Донбассе – это внутреннее украинское противостояние, которое следует разрешить путем прямых переговоров между Киевом, Донецком и Луганском. В ДНР и ЛНР готовы к таким переговорам на своих условиях: республики видят цель Минских соглашений в признании своей автономии и закреплении своего особого статуса в украинском законодательстве. Кстати, вчера и сегодня в ДНР и ЛНР отмечают день республик (учрежденный по факту проведенных в 2014 году в Донецкой и Луганской областях референдумов о независимости). По этому случаю лидеры республик сделали заявления, которые свидетельствуют, что их позиция никак не изменилась.
Ключевой вопрос, ответа на который Запад пытается избежать с 2014 года, – кто стороны конфликта в Донбассе и соответственно что должно стать итогом реализации Минских соглашений. Быть или не быть ДНР и ЛНР – зависит от ответа на этот вопрос.
Камнем преткновения для «нормандской четверки», как отмечают украинские политологи, стало то, что Украина видит Россию в этом формате в качестве своего противника, а Россия называет себя посредником наравне с Германией и Францией. В Киеве считают, что правильно рассадить участников за столом помогло бы привлечение США к прямому участию в переговорах. Марьяна Беца в комментарии агентству «Интерфакс-Украина» подтвердила, что Павел Климкин на встрече в Белом доме сделал такое предложение. Судя по официальным сообщениям, оно осталось без ответа. При этом украинские СМИ со ссылкой на пресс-службу американской администрации сообщили, что Майкл Пенс в ходе разговора с Павлом Климкиным «подчеркнул, что Минские соглашения остаются наиболее реальным способом продвижения к миру». Но вопрос о том, в каком прочтении выполнять документ, остался открытым. Киев настаивает на том, чтобы разбить его на два блока вопросов и два этапа выполнения: вначале – все пункты, связанные с обеспечением безопасности на востоке Украины; затем – все пункты, посвященные политическому урегулированию. В ДНР и ЛНР категорически не согласны с таким подходом: республики требуют выполнять пункты по очереди, в той последовательности, в которой они записаны, то есть перемежать вопросы безопасности и политического урегулирования. Россия придерживается такой же позиции.
Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала сказал «НГ», что на данном этапе у американской администрации нашлось наконец время, чтобы выслушать аргументы обеих сторон: «Выслушали, надо сказать, внимательно – на уровне первых лиц. Теперь возьмут паузу, чтобы сделать выводы и разработать план дальнейших действий». Отвечая на вопрос о сроках, в которые могут быть приняты американские решения, Бала упомянул о предстоящей встрече американского президента с новым президентом Франции, а также о будущих выборах в Германии. По его мнению, Вашингтон не станет действовать самостоятельно: «По украинскому вопросу (в части безопасности) будет согласованная позиция альянса. Очевидно, что все его члены учитывают российскую угрозу».
Политолог, руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает важным, что в Вашингтоне выслушали позиции России и Украины. По его мнению, в той же последовательности могут быть организованы переговоры Дональда Трампа с Владимиром Путиным, а затем Петром Порошенко. В комментарии агентству УНН Фесенко отметил, что в таком случае Порошенко сможет парировать аргументы Владимира Путина: «Хотя относительно новых инициатив есть сомнения. Потому что мы видим: у России нет новых планов, ничего нового не предлагается, продолжаются попытки выполнить Минские соглашения по российскому сценарию, что для нас неприемлемо».
Фесенко допустил, что США воздержатся от прямого участия в переговорах, оставив роль лидера в вопросах урегулирования Германии. Виталий Бала сказал «НГ», что выводы на сей счет делать рано: «Мир пока не увидел четкого американского плана действий во внешней политике. Звучат разные заявления. Но понятно одно: администрация Трампа будет исходить из интересов Америки. В этом контексте следует рассматривать и проблему Донбасса: Украина остается важным центром, который дает основным геополитическим игрокам точку опоры в регионе. Кто-то из этих игроков откажется от влияния на этот центр? Вряд ли. Дело не в том, чего хочет или не хочет Дональд Трамп и его ближайшее окружение. Дело в том, как видит ситуацию, оценивает угрозы и планирует действия Республиканская партия США. Именно она победила на выборах. И она, как мы видим, не готова дать России абсолютную свободу действий в Европе».
Директор Института мировой политики Алена Гетьманчук сказала в комментарии газете «День», что основные игроки исходят из своих геополитических интересов, между которыми зажаты интересы Украины. Она назвала Москву и Вашингтон игроками, действия которых непрогнозируемы: «Поэтому мы постоянно должны быть готовы к тому, что в какой-то момент эта неопределенность может сработать для нас как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Гетьманчук не исключила, что Россия станет для США важным партнером в решении международных вопросов и мировым лидерам удастся договориться: «Но эта договоренность не обязательно состоится за счет интересов Украины». По ее мнению, более вероятна не «большая сделка», в которой заинтересована российская сторона, а «тестовая договоренность между Кремлем и администрацией Трампа относительно сотрудничества в разрешении конкретного международного кризиса (скажем, сирийского)».
Киев