0
5937
Газета СНГ Интернет-версия

11.05.2017 00:01:00

Главным ориентиром Ташкента становится Пекин

Тэги: экономика, узбекистан, китай, инвестиции, железные дороги


экономика, узбекистан, китай, инвестиции, железные дороги Шавкат Мирзиёев рассчитывает привлечь китайские инвестиции в реальный сектор экономики. Фото с сайта www.press-service.uz

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев прибыл сегодня в Китай с государственным визитом. В ходе переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином он обсудит вопросы в сфере торговли, инвестиций и безопасности. Узбекский лидер также примет участие в международном форуме «Один пояс, один путь» в рамках концепции «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП). Эксперты считают, что главной линией внешней политики Узбекистана на ближайшую перспективу будет продуманное распределение российского и китайского векторов с сохранением открытых дверей для Запада.

«Визит президента Шавката Мирзиёева в Китай фактически завершает первый этап его внешнеполитической активности, которая проявилась в ходе визитов в соседние страны – Туркменистан и Казахстан, а также к традиционному партнеру и союзнику – в Россию. Своим визитом в Китай узбекский лидер подтверждает преемственность во внешнеполитической стратегии руководства Узбекистана, а также готовность и способность к реализации задач на обозначенных им приоритетных направлениях внешней политики, прежде всего в странах – соседях по Центрально-Азиатскому региону, России и Китае», – сказал «НГ» эксперт из Узбекистана, доктор исторических наук Рафик Сайфуллин.

Будет ли визит Мирзиёева в Пекин таким же успешным, как и в Россию (по размеру инвестиций – 15,8 млрд долл.), покажут его итоги. Известно, что к подписанию готовятся более двух десятков документов, среди которых и коммерческие контракты между хозяйствующими субъектами. За последние годы Китай стал одним из ключевых экономических партнеров Узбекистана и крупнейшим инвестором. По итогам 2016 года объем взаимного товарооборота составил 4,2 млрд долл. На китайском рынке большим спросом пользуются узбекский текстиль, пластмассовые изделия, продукция аграрного сектора, экспорт которого стабильно растет. На территории Узбекистана работают более 700 компаний и предприятий с участием китайского капитала. По сообщению агентства «Жахон», китайские инвесторы вложили в узбекскую экономику около 7,8 млрд долл.

«Будет ли объем китайских инвестиций сопоставим с результатом, который был достигнут в ходе визита Мирзиёева в Москву, может быть, и не столь важно. Важно, что в Китае понимают значимость Узбекистана как ключевого государства в Центральной Азии, что столь необходимо для долгосрочной и многоплановой стратегии Китая в рамках ЭПШП в направлении Среднего и Ближнего Востока. Для Узбекистана Китай все очевиднее становится ведущим азиатским партнером, в отношениях с которым интересы приобретают все более взаимный характер», – отметил Сайфуллин. Интересы Узбекистана в ходе предстоящего визита также вполне понятны. Ташкент развивает двустороннее сотрудничество с Китаем и стремится максимально использовать все преимущества от такого сотрудничества для развития не только транспортной инфраструктуры, без которой все программы в рамках ЭПШП останутся лишь благими намерениями. В Узбекистане рассматривают свою безусловную поддержку и участие в реализации концепции ЭПШП как широкую возможность для новых проектов в целях развития реального сектора национальной экономики.

По мнению эксперта по Центральной Азии и Среднему Востоку Александра Князева, «главной линией внешней политики Узбекистана на ближайшую перспективу будет продуманное распределение российского и китайского векторов с сохранением открытых дверей для Запада». «Руководство Узбекистана – как прежнее, так и нынешнее, отличается прагматизмом. В Ташкенте давно поняли, что в плане экономического сотрудничества и развития в современном мире существует только два центра, способных на таковое в стратегически важных масштабах, – это Москва и Пекин. Давно уже понятно, что западные страны никогда не станут для Узбекистана какими-то глобальными инвесторами, они по определению не будут способствовать развитию страны. Тем более что характер экономики и потребности в инвестировании Узбекистана таковы, что быстрой прибыли не обещают. Практика других стран показывает, что и арабские шейхи (и ряд других финансово обеспеченных центров – Япония, Южная Корея и т.д.) достаточно сдержанны в этом плане. Узбекистан постоянно стремится диверсифицировать свои внешнеэкономические связи, но для больших проектов нужны и «большие» инвесторы. Таковых только два, причем и Москва, и Пекин одновременно заинтересованы в стабильности Узбекистана, исходя уже из своих собственных соображений безопасности», – сказал «НГ» Александр Князев.

С учетом этого можно предположить, что вопросы безопасности (в частности, на афганском направлении) станут одной из главных тем переговоров Мирзиёева и Си Цзиньпина. И в Узбекистане, и в Китае адекватно воспринимают угрозы стабильности в Центрально-Азиатском регионе, без обеспечения безопасности которых многие проекты в экономике могут провиснуть. Узбекистан намерен использовать не только собственно китайские инвестиционные ресурсы, но и инвестиционный инструментарий в организациях, где Китай играет ведущую роль. Среди них Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (объем активов 100 млрд долл.) и Фонд Шелкового пути (40 млрд долл.). Ташкент ожидает китайской поддержки для привлечения льготных инвестиций и открытия новых кредитных линий на финансирование развития базовых отраслей своей экономики, в числе которой приоритетная транспортная сфера. Ташкент и Пекин обсуждают возможность соединить свои железные дороги через Киргизию. Для этого будут открыты логистические центры вблизи двух границ. Вначале для автомобильного транспорта, в будущем – для железнодорожного транспорта. Сегодня перевозка товаров из Китая в Европу осуществляется через территорию Узбекистана с использованием возможностей международного интермодального хаба на базе аэропорта «Навои». Как заметил зампредседателя верхней палаты парламента Узбекистана Содик Сафаев, использование транзитного потенциала Узбекистана, возможно, будет одним из главных источников валютных поступлений и превратит его в транспортный хаб Евразии. Это не только ускорит экономический рост в стране, но и будет способствовать укреплению геополитического положения Узбекистана на мировой арене.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3279
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3619
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2660
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4662

Другие новости