Павел Климкин до последнего надеялся на встречу с Рексом Тиллерсоном. Фото со страницы МИД Украины в Facebook
Сегодня в Киеве ожидают вестей о позиции администрации США по урегулированию в Донбассе. Министр иностранных дел Украины Павел Климкин с 8 по 10 мая находился в Вашингтоне. Вчера он сказал журналистам, что США могут войти в состав «нормандского формата» (Украина, Германия, Франция, Россия). Но переговоры госсекретаря США Рекса Тиллерсона были запланированы не с главой МИД Украины, а с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. Климкин выразил надежду на то, что Тиллерсон с ним встретится после разговора с Лавровым.
Украинские информагентства процитировали слова главы украинского МИДа о том, что Тиллерсон может выступить «адвокатом Украины в переговорах с Россией». Климкин пояснил, что с госсекретарем США он подробно обсудил ситуацию в Донбассе по телефону. «Он понимает не просто в общем логику нашей общей позиции (по ситуации в Донбассе. – «НГ»), но и осознает детали. Сейчас дело за тем, чтобы он давил на Лаврова, я очень надеюсь, что это ему удастся», – сказал министр.
Формально он отправился в Вашингтон с трехдневным рабочим визитом для участия в заседании Базовой группы Мюнхенской конференции по вопросам безопасности. Кроме того, как сообщила пресс-служба украинского МИДа, планировался ряд двусторонних встреч с другими участниками мероприятия и американскими чиновниками. Но с кем именно – не сообщалось. Политический эксперт Владимир Воля в блоге на сайте «Корреспондент» отметил по этому поводу: «Возникает закономерный вопрос: если министр иностранных дел Украины отправился туда с трехдневным визитом, то почему не была анонсирована «должная» для такого случая встреча с госсекретарем Тиллерсоном? Или хотя бы с заместителем госсекретаря или кем-то из числа руководителей Госдепартамента США. Наиболее реалистично, что согласованной встречи с Тиллерсоном не было. Возможно, что был расчет договориться об этом уже на месте. Есть опасность, что подобный подход (если он имел место) может быть истолкован в Белом доме как навязчивость».
В период визита Климкина в адрес президента США Дональда Трампа поступило два обращения по поводу организации его встречи с украинским президентом Петром Порошенко. Группа сенаторов (6 человек от Республиканской и от Демократической партий), а также влиятельная организация Украинский конгрессовый комитет Америки (УККА) призвали Трампа встретиться с Порошенко до встречи с президентом РФ Владимиром Путиным. Сенаторы подчеркнули, что Россия нарушила территориальную целостность Украины и продолжает действия, имеющие «дестабилизирующее влияние». Встреча с Порошенко до встречи с Путиным, по мнению сенаторов и членов УККА, стала бы сигналом поддержки Украины со стороны официального Вашингтона.
Официальные СМИ в Украине считают эти обращения к Дональду Трампу чрезвычайно важным событием. Но некоторые эксперты опасаются, что подобная рекомендация в виде просьбы принесет больше вреда, чем пользы. Владимир Воля обратил внимание, что сенаторы, подписавшие письмо, представляют оппозицию команде Дональда Трампа и регулярно выступают с заявлениями о связях членов новой администрации с российским руководством. Поэтому их обращение может, по мнению Воли, «вызвать у Трампа серьезное раздражение по поводу Украины», а это не улучшит прохладных отношений между Киевом и Вашингтоном. «Что касается очередности встреч Трампа, то не важно, кто будет первым, кто вторым. Если решения приняты, то очередность встреч – ничего не значащий пустяк», – отметил политолог.
Судя по заявлениям Климкина, решения, о которых идет речь, могут быть приняты в пользу Украины. Киев, как известно, настаивает на своем толковании Минских соглашений: вначале выполнение всех пунктов, связанных с обеспечением безопасности (прекращение огня, отвод войск, вывод вооружения и неукраинских вооруженных формирований с территории Украины, а также передача под контроль ОБСЕ украинско-российского участка границы), затем – выполнение всех политических пунктов (проведение местных выборов в Донбассе, наделение новой региональной власти широкими полномочиями, закрепление этих полномочий в законодательстве Украины). Российская сторона считает, что пункты Минских соглашений следует выполнять в той очередности, в которой они записаны – одновременно решать проблемы с безопасностью и урегулировать политические вопросы. Украинский подход предполагает ликвидацию ДНР и ЛНР, российский – предоставление непризнанным республикам особого статуса, то есть фактически их легализацию.
Вчера свою позицию американскому руководству смог донести глава МИД РФ Сергей Лавров. Некоторые эксперты сочли тревожным сигналом то, что уровень встреч Климкина в Вашингтоне явно уступал уровню переговоров Лаврова. Президент центра инновационного консалтинга «КДА» Дмитрий Корнейчук отметил, что Лавров вчера смог пообщаться и с Тиллерсоном, и с президентом Трампом, а у Климкина не значилась встреча даже с его американским коллегой Тиллерсоном. «Это сигнал о том, что кулуарные договоренности между Трампом и Путиным по сирийскому и украинскому вопросам (похоже, в пакете теперь и корейская тема) успешно продвигаются… Симптоматично, что с посланником Порошенко не запланирована встреча ни у Тиллерсона, ни у Трампа. Тем самым Порошенко получил новый красноречивый сигнал от Вашингтона, что о нем там думают и насколько хотят вести с ним любые прямые переговоры...» – написал эксперт на своей странице в соцсети.
Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко считает, что слова Павла Климкина об участии США в переговорах по Донбассу – это только предположение. Он сказал «НГ», что украинский МИД и ранее делал подобные заявления: «Дональд Трамп, судя по его прежним заявлениям, не считал целесообразным включение США в «нормандский формат». Он стоял на том, что это вопрос европейской безопасности, который должна решать Европа». Политолог допустил, что вчера решился вопрос об усилении давления на украинскую власть с целью заставить Киев выполнять Минские соглашения так, как они записаны: «Никто не собирается переписывать эти документы, редактировать и переставлять местами пункты».
Чтобы аргументировать свою позицию и убедить американское руководство в ее правильности, украинская власть с февраля пытается организовать личную встречу Трампа и Порошенко. Для Киева политически важно, чтобы Трамп встретился с Порошенко ранее, чем с Путиным. В Вашингтоне не придают этому вопросу много значения, но время от времени американские и украинские чиновники выступают с заявлениями о том, что проблема Донбасса не будет решаться без участия Киева.
Военный эксперт Центра Разумкова Алексей Мельник считает, что «большая сделка» между США и РФ за счет украинских интересов невозможна. В колонке для газеты «Сегодня» он написал: «Президент США при всех его личных качествах и огромных полномочиях не имеет полной свободы действий и не может делать все по своему усмотрению, не считаясь с американскими избирателями, политиками и государственной машиной. Поэтому сейчас вероятность заключения, как Трамп любит говорить, great deal (большой сделки) с Путиным близка к нулю…» Он отметил, что применяемый ранее российской стороной прием «продажи страха» (эскалация в Донбассе и угроза расширения зоны боевых действий) «с Трампом не работает так, как раньше (с Обамой)». А реальное военное обострение, по мнению Мельника, могло бы «стимулировать принятие решений в Белом доме по развитию политики санкций вплоть до предоставления Украине летального оружия оборонного характера». Поэтому российская сторона, как считает эксперт, пытается убедить американскую в необходимости давления на Украину, чтобы та выполняла Минские соглашения так, как они записаны, – чтобы «впихнуть пророссийский Донбасс в состав Украины» и получить таким образом контроль над ситуацией в Украине. Как на это смотрят в Вашингтоне, станет понятно по итогам встреч Лаврова, считает политолог Бондаренко.
Киев