Юлия Тимошенко настаивает на принятии закона об оккупированных территориях. Фото с сайта www.ba.org.ua
Верховная рада обсудит законопроект «О временно оккупированной Российской Федерацией территории Украины». Ранее команда президента Петра Порошенко выступала против такого закона, считая, что он навсегда отсечет от Украины неподконтрольные ей территории. Но с зимы, когда началась товарная блокада ДНР и ЛНР, ситуация изменилась. В Донбассе все идет к обострению.
Идея утвердить данный закон появилась в Раде прошлым летом. Инициаторами выступили оппозиционные фракции, которые ранее были партнерами «Блока Петра Порошенко» по коалиции, но вышли из ее состава со скандалами. Депутаты от партии «Самопомощь», лидер которой – мэр Львова Андрей Садовый, и «Батькивщины» Юлии Тимошенко разработали жесткий законопроект.
В нем констатировалось, что Украина признает Крым и часть Донбасса временно оккупированными территориями, полную ответственность за которые несет Россия. В прошлом году содержавшиеся в законопроекте нормы об ограничении хозяйственной деятельности с неподконтрольными районами и о прекращении поставок топливно-энергетических ресурсов казались чрезвычайными мерами.
Но основной акцент был сделан на мерах, которые Украина должна была принять после «освобождения». Планировалось в течение двух дней после получения Киевом контроля над этими территориями ввести на год режим военного положения в Крыму и в Донбассе. Эта мера объяснялась необходимостью разминировать территории и восстановить инфраструктуру. Но режим предполагал также запрет на свободу перемещения через прежнюю линию разграничения, запрет на распространение любых СМИ, кроме государственных украинских, а также запрет всем жителям, которые «находились на оккупированных территориях с момента начала оккупации», занимать должности госслужащих высших категорий. Ограничения касались и избирательных прав местных жителей. Кроме того, законопроект предполагал, что в течение года после «деоккупации» должна была проводиться перерегистрация жителей с выдачей им новых документов. Такая процедура стала бы своеобразной фильтрацией населения: военно-гражданские администрации получили бы право «проводить принудительное выдворение за пределы Украины граждан страны-агрессора», которые воевали на стороне ДНР и ЛНР либо «сотрудничали с государством-агрессором или органами оккупационной администрации».
Один из авторов этой версии законопроекта депутат Юрий Береза, участвовавший в АТО, подтвердил Би-би-си, что речь идет о фильтрации: «После освобождения придется делать «санитарную зачистку» людей, которые стреляли нам в спину… Закон об оккупированных территориях должен быть предпосылкой для того, чтобы впоследствии принять закон о лишении гражданства за сепаратизм и об ответственности всех, кто развязал войну».
Идея вызвала критику западных партнеров Украины. О негативных последствиях утверждения такого закона Киев предупредили Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев и Совет Европы. Но в самой Украине инициатива тоже вызвала много споров – и в обществе, и среди политиков. Петр Порошенко заявил, что законопроект не поможет Украине вернуть территории, а, напротив, «отрежет их, создаст стену (между Украиной, с одной стороны, Крымом и Донбассом – с другой)». У чиновников были и другие аргументы: в прошлом году много говорилось о негативных экономических последствиях для Украины от разрыва экономических связей с украинскими же предприятиями на территории ДНР и ЛНР; о невозможности блокирования транспортного сообщения, прекращения поставок электроэнергии, угля и т.п. Именно эти заявления побудили бывших участников АТО и членов радикальных организаций обвинить украинскую власть в «торговле на крови». По мнению социологов, украинцы поддержали блокаду, поскольку устали от неопределенности.
Депутаты учли критику, основательно переписали законопроект (коллектив авторов несколько изменился, но они представляют те же оппозиционные политические силы) и на днях зарегистрировали новый документ в Верховной раде.
Не изменились базовые положения: Россия названа «государством-агрессором», а не признанные Киевом органы власти Крыма, ДНР и ЛНР в пояснительной записке к законопроекту именуются «марионетками, за ширмой которых РФ стремится избежать ответственности…». В самом документе указано, что «временно оккупированной территорией» признается та часть территории Украины, «которая вследствие вооруженной агрессии РФ против Украины находится под общим контролем Вооруженных сил РФ и оккупационной администрации РФ». К числу последних украинские депутаты относят также «нерегулярные силы, вооруженные банды и группы наемников, созданные, подчиненные, управляемые, контролируемые и финансируемые Российской Федерацией».
Украинский политолог, директор Международного института демократий Сергей Таран сказал «НГ», что факт российской агрессии ни у кого в Украине не вызывает сомнений и не требует дополнительного подтверждения: «На международном уровне этот факт признан с того момента, когда в октябре прошлого года Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) проголосовала за две резолюции по украинской проблематике. Не Верховная рада, а ПАСЕ утвердила буквально следующее: «Аннексия Крыма Российской Федерацией и военная интервенция войск РФ в Восточную Украину нарушают международное право и принципы, поддержанные Советом Европы…»; «ДНР и ЛНР, созданные при поддержке и под контролем Российской Федерации, не имеют какой-либо легитимности в соответствии с украинским или международным правом»; «В соответствии с международным правом Россия, которая де-факто осуществляет контроль над этими территориями, несет ответственность за защиту местного населения. Поэтому Россия должна гарантировать права всех жителей Крыма, а также людей на территории, подконтрольной ДНР и ЛНР».
Таран отметил, что с тех пор вопрос не в том, как мир оценивает ситуацию, а в том, как Украина будет строить отношения с территориями, которые считает «временно оккупированными», и создавать стратегию их возвращения. В обновленном документе о временно оккупированных территориях внимание акцентируется на правовом статусе этих территорий и вытекающих из этого последствиях. Предлагается отменить все прежние решения, которые фрагментарно регулировали ситуацию. И упорядочить все сферы отношений специальным законом.
В документе названы даты начала «оккупации»: 26 февраля 2014 года – Крыма, 7 апреля 2014-го – части Донецкой области, 27 апреля 2014-го – части Луганской области. «Днем окончания временной оккупации территории Украины будет дата восстановления контроля над всей линией украинско-российской госграницы Вооруженными силами Украины, другими военными формированиями Украины и Госпогранслужбой Украины – после окончательного выведения всех Вооруженных сил РФ с территории Украины и прекращения деятельности оккупационной администрации РФ…» – сказано в документе.
Пока этого не произошло, украинские депутаты предлагают установить на линии разграничения с Донбассом и на административной границе с Крымом правила, как на государственных границах Украины. При этом товарные перевозки полностью запрещены (кроме грузов гуманитарной помощи), а порядок и объемы перевозок личных вещей должны быть установлены правительственными структурами.
Украинские депутаты убрали из новой редакции законопроекта драконовские меры, связанные с будущими проверками жителей на лояльность. Правда, в то же время в Верховной раде был зарегистрирован законопроект о борьбе с коллаборационизмом. Как писала «НГ» 30 марта, предполагается ввести уголовную ответственность за любые формы сотрудничества граждан с местными властями в Крыму и в неподконтрольных Киеву районах Донбасса. Согласно законопроекту, Украина берет на себя ответственность за «особый порядок обеспечения защиты прав гражданского населения» на неподконтрольных территориях. При этом указано, что возможности украинской стороны в этой сфере ограниченны.
Общая проблема в том, что Россия не признает себя причастной ни к высказанному на референдуме в марте 2014 года решению жителей Крыма, ни к последовавшим событиям в Донбассе.
Киев