Президент Петр Порошенко сообщил по телефону о ситуации в Донбассе госсекретарю США Рексу Тиллерсону. Фото с сайта www.president.gov.ua
Планировавшееся на сегодня в Минске заседание подгруппы по вопросам безопасности не состоится. Стороны собирались обсудить то, что в апреле было дважды сорвано выполнение договоренности о перемирии. Но взрыв автомобиля миссии ОБСЕ показал, что Минские соглашения не действуют вообще. Украинская власть напомнила Западу о своей просьбе ввести в регион миротворцев ООН.
В воскресенье вечером, когда стало известно, что вследствие взрыва противотанковой мины у линии разграничения погиб гражданин США и получили ранения граждане Германии и Чехии (все – сотрудники миссии ОБСЕ), Петр Порошенко позвонил госсекретарю США Рексу Тиллерсону.
Он выразил соболезнование. И воспользовался случаем, чтобы снова донести до американского руководства свою позицию. По словам пресс-секретаря украинского президента Святослава Цеголко, Порошенко обратил внимание, что «боевики постоянно препятствуют работе Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ». «Президент Украины предложил активизировать рассмотрение вопроса о размещении в Донбассе международного миротворческого контингента под эгидой ООН», – сообщил пресс-секретарь.
СММ ОБСЕ начала работу в Украине в марте 2014 года по просьбе официального Киева. Тогда все 57 стран – участниц ОБСЕ утвердили формат в виде гражданской миссии наблюдателей, которые должны были постоянно находиться в Донбассе, чтобы мониторить ситуацию и способствовать диалогу между сторонами конфликта. Именно на этой основе была создана минская контактная группа по урегулированию, в работе которой принимают участие Украина и Россия, а также представители ДНР и ЛНР, а ОБСЕ выступает модератором. С тех пор мандат СММ ОБСЕ продлялся (в последний раз – до конца марта 2018 года), а число наблюдателей постепенно увеличивалось. Сейчас в Донбассе работает около 700 членов миссии ОБСЕ – гражданские лица, не имеющие оружия.
Нынешний формат миссии существенно ограничивает ее работу, поскольку наблюдатели уязвимы. Они зачастую не могут попасть на то или иное место событий, вынуждены свертывать работу в период активных обстрелов и т.п. В отчетах миссии указано число взрывов, масштабы повреждений, количество пострадавших, но наблюдатели не имеют возможности определить виновных.
С 2015 года в Украине назревало недовольство таким форматом работы миссии. В Киеве возникла идея направить в Донбасс миротворцев ООН, однако против выступила имеющая право вето в Совбезе ООН Россия. На том основании, что «голубые каски» не предусмотрены Минскими соглашениями. Против любого формата миротворческой миссии выступили также в ДНР и ЛНР: руководство республик заявило, что будет рассматривать попытку ввода любого вооруженного иностранного контингента в регион как военную интервенцию. И отреагирует соответственно.
Весь прошлый год украинская власть пыталась внести на обсуждение вопрос о новом формате миссии ОБСЕ – вооруженной полицейской. Подобных прецедентов в практике организации не было. Для формирования совершенно новой миссии требовалось согласие всех членов ОБСЕ. Но российская сторона сразу же выступила против ввода на восток Украины полицейских сил, согласившись лишь на предоставление нынешним гражданским наблюдателям личного оружия для самозащиты. Этот вопрос остался открытым.
Трагедия 23 апреля привела к первым за три года конфликта жертвам среди наблюдателей. Два бронированных автомобиля миссии, в которых находились шесть человек, направлялись из Славяносербска в село Сокольники. На дороге у села Пришиба (на территории, подконтрольной ЛНР) машины подорвались – по предварительной информации, на противотанковой мине.
Народная милиция ЛНР сообщила агентству «Луганский информационный центр», что автомобили ОБСЕ отклонились «от основного маршрута и двигались по второстепенным дорогам, что запрещено мандатом СММ ОБСЕ». В сообщении было сказано также: «Мы неоднократно обращали внимание СММ ОБСЕ о соблюдении необходимых мер безопасности при мониторинге маршрутов следования».
Эту информацию опроверг на брифинге в Киеве первый замглавы миссии ОБСЕ в Украине Александр Хуг: «Дорога, по которой следовал подорвавшийся патруль миссии, ранее использовалась как патрулями миссии, так и местным транспортом. Мин там не должно было быть вообще…» Хуг напомнил, что, согласно документам, подписанным в Минске в сентябре 2014 года, стороны обязались не устанавливать минно-взрывные инженерные заграждения у границы зоны безопасности. «Любой, кто причастен к заложению мины, в результате взрыва которой погибли или ранены члены патруля, должен быть привлечен к ответственности», – подчеркнул Хуг.
ОБСЕ начала независимое расследование, сообщил генсекретарь организации Ламберто Заньер. Он потребовал от всех сторон конфликта режима максимального сотрудничества и подчеркнул, что за безопасность наблюдателей ОБСЕ несут ответственность все стороны.
Представитель ЛНР на минских переговорах Владислав Дейнего обратил внимание на вопрос, кому выгодно взорвать автомобили ОБСЕ: «Учитывая то, что именно украинская сторона получает максимум выгод от затягивания процесса решения вопросов безопасности, от максимального обострения ситуации для оправдания вялотекущего процесса вооруженного противостояния, позволяющего оставаться у власти нынешним киевским правителям, не исключаю, что подрыв произошел не без их непосредственного участия».Министерство госбезопасности ЛНР распространило заявление о деятельности украинских диверсионно-разведывательных групп у линии разграничения.
МИД РФ в официальном заявлении по поводу случившегося фактически поддержал эту линию: «Обстоятельства произошедшего указывают на высокую вероятность провокации, нацеленной на подрыв процесса урегулирования конфликта в Донбассе».
МИД Украины в своем заявлении отметил: «Рассматриваем серьезный инцидент, произошедший на территории, контролируемой поддерживаемыми Россией незаконными вооруженными формированиями, как подтверждение попыток Москвы и ее марионеток запугать наблюдателей ОБСЕ, свести на нет усилия Украины и СММ по стабилизации ситуации на линии разграничения… Призываем Россию выполнять свои обязательства в рамках Минских договоренностей и принять все неотложные меры с тем, чтобы немедленно прекратить провокации против наблюдателей ОБСЕ, а также гарантировать полную их безопасность».
Вчера тело погибшего члена миссии ОБСЕ было перевезено на украинскую территорию. Для этого пришлось договариваться о специальном коридоре безопасности – полном прекращении огня в районе следования. Договоренности достигались на фоне уже принятых в Минске (в конце марта и в середине апреля) двух решений о полном режиме тишины в Донбассе. Поэтому ситуация, сложившаяся в последние два дня, показала, что Минские договоренности не действуют.
Гибель американца снова привлекла внимание мировых СМИ к конфликту в Донбассе. «На Западе уже привыкли, что на востоке Украины «что-то происходит», занялись своими проблемами, и вдруг – такое… Гибель и ранения граждан западных стран – это всегда вызов для власти и тревога для общества: они видят, что в Донбассе – война», – сказал «НГ» руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала.
Вчера Госдепартамент США обнародовал заявление, в котором было сказано, что в Америке «шокированы» гибелью соотечественника (медика в составе миссии ОБСЕ) в Донбассе. Вашингтон призвал Россию «использовать свое влияние на сепаратистов», чтобы позволить ОБСЕ провести свое расследование инцидента. И отметил: «Этот инцидент показал, насколько необходимо для всех сторон, особенно для пророссийских сепаратистов, выполнять свои обязательства в рамках Минских соглашений».
Эксперт Института евро-атлантического сотрудничества Владимир Горбач сказал «НГ», что острая реакция вызвана первой гибелью иностранных наблюдателей: «К счастью, раньше обходилось без жертв. Хотя представители миссии ОБСЕ попадали под обстрелы, сталкивались со множеством трудностей, но их отчеты (пусть недостаточно полные и детальные) – это документы, с которыми на Западе считаются. Это подтвердил начавшийся в Международном суде ООН в Гааге процесс по иску Украины против России. Суд принял данные ОБСЕ как бесспорные доказательства. Кому нужно, чтобы таких доказательств было меньше?»
Горбач сомневается, что гибель наблюдателей станет для Запада неким переломным моментом в отношении к ситуации в Донбассе: «Нужна настоящая миротворческая миссия. Но сформировать ее невозможно, пока Россия имеет рычаги влияния на ситуацию в Совбезе ООН и на решения ОБСЕ».
Политолог Виталий Бала допустил, что гибель американца в Донбассе окажет эмоциональное влияние на руководство США: «Уверен, о смягчении давления на Россию не может быть и речи. Но как ситуация будет развиваться дальше – покажет встреча президентов Дональда Трампа и Владимира Путина. Эта встреча может стать переломной».
Киев