Илию II скандал в ГПЦ, выплеснувшийся за пределы Церкви, застал врасплох. Фото с сайта www.patriarchate.ge |
Представители консервативного крыла Грузинской православной церкви (ГПЦ) обвинили находящегося в предварительном заключении протоиерея Гиоргия Мамаладзе в подготовке отравления именно католикоса-патриарха всея Грузии Илии II, и никого другого. Сам Мамаладзе распространил заявление о том, что дело против него сфабриковано. Его адвокаты обратились в прокуратуру с ходатайством отменить подписку о неразглашении деталей следствия.
Протоиерей Мамаладзе был задержан сотрудниками правоохранительных органов 10 февраля в тбилисском аэропорту, откуда собирался вылететь в Германию. Как писала в те дни «НГ», он намеревался навестить католикоса-патриарха всея Грузии Илию II, находившегося на лечении в Берлине. В ходе досмотра у Мамаладзе нашли цианид. Он был взят под стражу. И тут началось что-то непонятное.
С заявлениями по поводу происходящего выступили руководители прокуратуры, первые лица государства, представители духовенства. Все заявления и комментарии создали однозначную картину – предотвращено покушение на Илию II. Имя патриарха ни в одном из заявлений действительно не звучало, но их пафос, поднявшийся в верхах ажиотаж повода для иных предположений не оставил.
Тем неожиданнее стали последующие уточнения и представителей закона, и служителей Церкви. Цианид предназначался не Илии II, но некоему высокопоставленному священнослужителю, а потом и вовсе – секретарю-референту католикоса Шорене Тетруашвили, которая не является духовным лицом, однако обладает большим влиянием, в том числе и на самого Илию II. На этом возникла пауза. Адвокаты, давшие подписку о неразглашении, если что и говорили, то так расплывчато, что понять что-то из сказанного могли разве что глубоко посвященные в дела ГПЦ. В ГПЦ же, по утверждению осведомленных лиц, разгорелась ожесточенная схватка за патриарший трон. И именно жертвой интриг мог стать протоиерей. По дополнительной версии, Мамаладзе, занимавшийся по личному поручению Илии II вопросами церковного имущества, докопался до махинаций и узнал такое, о чем лучше было не знать.
В те же дни в Тбилиси происходили другие резонансные события. По обвинению в наркобизнесе за решеткой оказался сын грузинской журналистки Элисо Киладзе, опубликовавшей в своей газете «Хроника плюс» информацию о том, что цианид был подброшен Гиоргию Мамаладзе. Арест сына Киладзе связала со своей профессиональной деятельностью. Примерно в это же время из службы охраны Илии II были уволены четыре сотрудника, а их шеф ушел по собственному желанию, объявив, что готов ответить на любые интересующие следствие вопросы.
Арестованный протоиерей к тому времени объявил голодовку, потом с сердечным приступом был перевезен в одну из клиник, а поправив здоровье, вернулся за решетку, пообещав предать гласности известные ему ужасающие факты о Церкви непосредственно на судебном процессе.
Тогда представители консервативного крыла Церкви в публичном заявлении призвали Гиоргия Мамаладзе покаяться и объявили, что покушение он готовил именно на Илию II. Протоиерей прервал молчание и через телекомпанию «Рустави-2» выступил со своим заявлением: «Я не покупал цианид... его мне подбросили! Я даже знаю, кто». По его словам, в видеозаписях, которые считаются главными доказательствами, обвинение не обнародовало ту часть, из которого становится ясно, что ничье убийство не планировалось, а звучащие угрозы являются фигуральными высказываниями. «Как только будет снято ограничение на неразглашение, эти видеозаписи будут распространены в полном виде и все станет понятно. Прокуратура хорошо знает, кто и для чего попросил меня купить это вещество... О деталях я буду говорить на суде и сейчас воздержусь от ответа… Мне устроили ловушку с разных сторон. На фабрикацию было потрачено много времени. И это делала не прокуратура», – отметил Мамаладзе.
Арест протоиерея, а до того слежку за ним осуществляла Служба госбезопасности Грузии. Поэтому закономерно, что ее руководитель Вахтанг Гомелаури не стал медлить со своим опровержением. «К сожалению, Службу госбезопасности во многом обвиняют, порой и в том, что якобы подбросили цианид. Конечно, я опровергаю. Это глупость. У нас не было никакого соприкосновения во время задержания. Там были люди, которые задерживали, и можно изъять протокол о задержании», – сказал Гомелаури журналистам.
Адвокаты протоирея обратились в прокуратуру с ходатайством отменить им ограничения, связанные с делом, поскольку «некоторые представители Церкви активно формируют общественное мнение против их подопечного», а сами они, вынужденные хранить молчание, ничего предпринять не могут. Один из них пояснил той же телекомпании «Рустави-2», что дело на самом деле не отличается особой сложностью, и любой мало-мальски соображающий человек, ознакомившись с деталями, поймет, что Гиоргий Мамаладзе не виновен, его подставили. «Говорят, что покушение готовилось давно. Но Мамаладзе был доверенным лицом католикоса, и для осуществления злодеяния была масса возможностей здесь, а не ездить в Германию», – сказал он. По его словам, протоиерей стал жертвой интриг, скорее всего связанных с аферами с многомиллионным церковным имуществом.
Чем закончится скандал, сказать трудно. Однако в самой Церкви произошли знаковые события. По совпадению или нет, а сразу несколько претендентов на наследование патриаршего престола объявили о своем отказе. И среди них главный фаворит – близкий родственник Илии II митрополит Батумский и Лазский Дмитрий (Шиолашвили). Согласно ряду публикаций, именно им был рукоположен протоиерей Мамаладзе, и именно происходящим обусловлен превентивный отказ митрополита Дмитрия от сана патриарха.