Продолжающиеся обстрелы не отбили у жителей Донецка желания посетить пасхальное богослужение. Фото с сайта www.dan-news.info
Петр Порошенко в среду, как ожидается, обнародует планы Украины относительно Донбасса. Выступление украинского президента запланировано на конференции «Битва за Украину: лидерство и солидарность», которая пройдет в Великобритании. Об этом сообщил британский Королевский институт международных отношений Chatham House.
Конференция состоится на фоне нестабильной ситуации на востоке Украины. Договоренности контактной группы по урегулированию о прекращении огня были сорваны дважды в этом месяце. Ни 1, ни 13 апреля перемирие не наступило. На Пасху обстрелы продолжались, хотя их интенсивность несколько снизилась. На прошлой неделе в украинских новостях ежедневно сообщали в среднем о 50 обстрелах позиций ВСУ ежесуточно.
Почти каждый день были погибшие и раненые. Вчера штаб Антитеррористической операции (АТО) сообщил, что в пасхальную ночь число обстрелов позиций Вооруженных сил Украины (ВСУ) снизилось до 29, за продолжительное время не было потерь среди украинских военных.
Единственной хорошей новостью в контексте предпраздничных договоренностей контактной группы в Минске стал визит представителей Международного комитета Красного Креста (МККК) к гражданам Украины, арестованным в ДНР и ЛНР. Руководство республик до сих пор запрещало такие встречи, сообщила в соцсети представитель Украины в гуманитарной подгруппе минских переговоров Ирина Геращенко. По ее словам, накануне Пасхи «Миссия МККК впервые за все это время смогла передать передачи нашим ребятам – военным, заложникам – в Макеевскую колонию и в Донецкий следственный изолятор». Представители ДНР и ЛНР на прошлой неделе передали украинской делегации в Минске письма родным, написанные теми, кого Киев считает заложниками и пленными.
Но эти гуманитарные жесты не влияют на положение дел в целом, поскольку у сторон разное видение насчет того, кто участвует в конфликте и что является конечной целью Минских соглашений.
«Есть риск, что ситуация ухудшится в любой момент», – заявил изданию «Обозреватель» первый замглавы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Александр Хуг. Он пояснил, что стороны конфликта расположены на опасно близком расстоянии друг к другу вдоль линии разграничения, они располагают тяжелыми вооружениями «и постоянно находятся в режиме готовности».
Ранее Хуг сравнил ситуацию в Донбассе с болотом: «Это затруднительная ситуация, которую я бы описал как болото, в котором погрязли сотни тысяч невинных людей (мирных жителей. – «НГ»)». Представитель ОБСЕ признал, что не видит стремления к компромиссу.
О том, что компромиссного выхода из ситуации на сегодня нет, свидетельствует заочная перепалка секретаря Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) Украины Александра Турчинова и министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. Турчинов в интервью Украинской службе BBC (по случаю третьей годовщины начала антитеррористической операции в Донбассе) рассказал о своем видении развития событий на востоке страны весной 2014 года: «Информация, которую мы получали по мере возобновления работы разведки и СБУ, свидетельствовала, что это (восстания и захваты органов местной власти в Донбассе в тот период – «НГ») – не местный сепаратизм. Что все эти губаревы, пушилины, болотовы (речь идет о лидерах восстания, имена которых были на слуху три года тому назад. – «НГ») – это прикрытие для военной операции. Мы понимали, что имеем дело с российской агрессией…»
Турчинов отметил, что он сам в тот период (после бегства Виктора Януковича он был избран председателем парламента и стал, согласно Конституции, временно, до следующих президентских выборов руководить страной. – «НГ») воспринимался в России как «организатор переворота, который незаконно захватил власть в стране». И, несмотря на это, добился разговора с главой Госдумы, ныне руководителем Службы внешней разведки РФ Сергеем Нарышкиным.
«Сразу после того как они приняли решение о вводе войск в Украину (голосование Совета Федерации от 1 марта 2014 года, разрешившее использовать ВС РФ на территории Украины Путину в связи с экстраординарной ситуацией в Украине и возникшей угрозой жизни граждан РФ и российских военнослужащих, дислоцирующихся в Крыму. – «НГ») российский Генштаб выдвинул нашим военным ультиматум: немедленно сложить оружие и сдаться. Я попросил передать Путину: мы будем защищать свои позиции, а вы будете отвечать за всю кровь. Тогда они не начали штурм наших позиций, а мы получили жизненно важное для нас время», – рассказал Турчинов.
Он также сказал, что у Украины «нет другой альтернативы, кроме как побеждать (в Донбассе. – «НГ»). Прошлый год был первым, когда мы не сдали ни одного метра земли, а наоборот – получили десятки километров. Поэтому я считаю, что наша задача – метр за метром, километр за километром, минимизируя потери, продвигаться на восток. Главное – не проскочить границу». BBC сопроводила последнее предложение уточнением, что Турчинов, говоря, смеялся, то есть шутил.
Глава МИД РФ Сергей Лавров счел заявление секретаря украинского СНБО «угрожающим». И пояснил: «Заявление господина Турчинова означает то, что Киев отказывается выполнять ту самую часть Минских договоренностей в отношении вопросов безопасности, которую считает приоритетной и абсолютно неотъемлемой, для того чтобы все остальное потом решалось тоже». Исходя из этого Лавров сделал вывод, что «в Киеве в грош не ставят своих европейских покровителей».
В этой заочной перепалке отразилась суть противоречий, которые не позволяют выполнить Минские соглашения. Дело в том, что Киев считает целью их выполнения ликвидацию ЛНР и ДНР, восстановление украинской юрисдикции в регионе в полном объеме. Поскольку украинская власть убеждена, что в Донбассе против Украины воюет Россия, прикрываясь республиками, то смысл всех требований Киева сводится к тому, чтобы именно Россия вывела неподконтрольные украинской стороне вооруженные формирования с территории Донбасса.
В России свою причастность к конфликту отрицают и не признают подконтрольность власти ДНР и ЛНР российскому центру управления. Поэтому рекомендуют украинской власти вступить в переговоры с руководством республик. Кстати, глава ДНР Александр Захарченко на днях, когда уже было известно о том, что вторая попытка установить пасхальное перемирие сорвалась, как и первая, сказал в интервью донецкому телевидению: «Я открою «страшную тайну». Если Порошенко продемонстрирует готовность к переговорам и подтвердит свою решимость прекратить войну, то я готов даже с ним сесть за стол переговоров».
Руководство республик до сих пор называло украинскую власть «карателями», ВСУ – «оккупационными войсками». ДНР и ЛНР выдвигали условием переговоров с Киевом признание их особого статуса (независимого от Киева, но имеющего возможность влиять на решения центральной власти), а также расширение территории республик до границ Донецкой и Луганской областей. С этих позиций в Донецке и Луганске готовы были начинать поиск компромисса.
Но в Киеве даже не рассматривали возможность прямых переговоров с теми, кого официально признали «террористами». Любые переговоры означали бы признание украинской властью ДНР и ЛНР, а это прямо противоположно тем задачам, которые видит украинское руководство в тексте Минских соглашений.
Стратегию урегулирования должна, по идее, выработать «нормандская четверка», но она уже полгода не может согласовать проект «дорожной карты», который стал бы основой для переговоров глав государств.
Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Михаил Пашков сказал изданию «Слово и дело», что перед Украиной стоит задача «добиться, чтобы мир признал РФ стороной конфликта, а не посредником в урегулировании». Путь к этому, по мнению эксперта, – в принятии Верховной радой закона об оккупированных территориях, в котором будет четко сказано, кем и когда украинские территории захвачены. Задача, как считают некоторые украинские эксперты, упрощается тем, что Россия в марте официально признала (временно) документы ДНР и ЛНР; что начал работу интеграционный комитет, в рамках которого Донбасс присоединился к Крыму в интеграционных процессах с Россией (при этом на неподконтрольной Киеву территории был введен в обращение рубль, а линию разграничения ДНР и ЛНР признали своими госграницами).
Наконец, один из самых болезненных для украинской стороны вопросов – переподчинение ДНР и ЛНР украинских предприятий, работающих на территории республик. На днях руководитель Федерального агентства по государственным резервам РФ Дмитрий Гогин подтвердил, что Россия оказывает гуманитарную поддержку предприятиям Донбасса «за счет имеющихся резервов». Председатель межведомственной комиссии по оказанию гуманитарной поддержки пострадавшим территориям юго-восточных районов Донецкой и Луганской областей Сергей Назаров сказал агентству ДАН: «Поставки сырья и материалов для предприятий юго-восточных районов Донецкой и Луганской областей, работа которых остановлена из-за введенной Киевом экономической и транспортной блокады, временно, в порядке гуманитарной поддержки территории осуществляется за счет имеющихся федеральных резервов товарно-материальных ценностей».
В Украине считают, что этот факт можно использовать как доказательство того, что «Россия захватила украинские предприятия». Политолог Михаил Пашков отметил: «На основании этих фактов Украине нужно хотя бы уже определиться со статусом этих территорий». Признание их оккупированными, по его словам, позволило бы задействовать международные конвенции, в частности об обращении с пленными. В то время как «нынешний статус неконтролируемой территории вызывает очень много проблем и конфликтов».
Но президентская команда в Киеве выступает категорически против принятия такого закона, поскольку он, по мнению Порошенко, приведет к окончательному отделению части Донбасса от Украины.
Киев